Введено в действие Приказом № 462 от 31.08.2023 г. Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда Директор МОУ СШ № 89 Лытаева Л.В. Подписано цифровой подписью: Директор МОУ СШ № 89 Лытаева Л.В. DN: cn=Директор МОУ СШ № 89 Лытаева Л.В., email=school89@volgadmin.ru, c=RU Дата: 2023.10.02 17:43:04 +03'00' ____________ Л.В.Лытаева « 01» сентября 2023 г. Изменения к основной образовательной программе основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 89Дзержинского района Волгограда Приложение 2. Годовой календарный учебный график МОУ СШ № 89 на 2023/2024 учебный год Приложение 3. Учебный план основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда» на 2023/2024 учебный год Пояснительная записка к учебному плану основной образовательной программы уровня основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда» на 2023/2024 учебный год Учебный план МОУ «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда» уровня основного общего образования (далее по тексту – Учебный план) разработан на основе следующих нормативных документов. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Письма Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России». Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.09.2016 г. N 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования». Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении информации" (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ). Устава МОУ «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда» Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда» Учебный план школы обеспечивает реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ООО), а также предметных результатов обозначенных в федеральной образовательной программы ООО. Учебный план является частью организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования с изменениями введенными в действие приказом от 31.08.2023 № 462. Учебный план ООО СШ № 89 разработан в формате пятидневной учебной недели в 7 – 9 классах, рассчитан на 34 учебные недели Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 академических часов и более 6020 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе. В 2023/2024 учебном году определяет образовательное пространство для обучающихся 7-9-х классов. Учебный план уровня основного общего образования состоит из двух частей: обязательной части, включающей учебные предметы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и часов части, формируемой участниками образовательных отношений которые внесены с учетом запросов учащихся, родителей (законных представителей), выявленных в результате мониторинга образовательных потребностей. Осуществляется деление классов на две группы при проведении учебных занятий: - по «Иностранному языку (английскому)» в 7абв, 8аб, 9абв классах. - по «Технологии» в 7абв классах. - по «Информатике» в 7абв, 8абв, 9абв классах. В связи с внесенными изменениями в примерную основную образовательную программу (протокол № 1/20 от 04.02.2020) на изучение предмета «Технология» отведено 2 часа в неделю (68 часов в год) в 8-х классах, 1 час в год в 9-х классах. В Изучение курса «История России. Всеобщая история» в 9-х классах увеличено на 0,5 часа в неделю (17 часов в год) в соответствии с подпунктом 21.9.1.5. ФОП ООО для изучения учебного модуля «Введение в Новейшую историю России». В соответствии с методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ" (письмо Министерства просвещения от 03.03.2023 № 03-327), учебный курс «Вероятность и статистика» в 7-9-х классах не реализуется, по причине отсутствия учебников. Учащиеся 8-9-х класса будут изучать математику в соответствии с ранее утвержденным учебным планом и программами. Изучение курса "Вероятность и статистика" учащимися 7-го класса будет реализован следующим образом: 2 часа в неделю (68 часов в год) на учебный курс "Геометрия"; 4 часа в неделю (136 часов в год) на учебный курс "Алгебра" (интеграция курса алгебры с курсом вероятности и статистики). Учебный предмет «Информатика» в 8-ых классах изучается в режиме апробации по обновленным ФГОС с учетом методических рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и обеспечивает его реализацию в 2023/2024 учебном году. В соответствии с ФГОС изучение предметной области ОДНКНР является обязательным на уровне основного общего образования. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в МОУ СШ № 89 реализуется на уровне основного общего образования в рамках изучения учебных предметов: «Литература», «История», «Обществознание» (Письма Министерства образования и науки РФ от 01.09.2016 г. № 08-1803 "О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования"). В 9абв классах изучение предмета «Физическая культура осуществляется по 2 часа в неделю, (68 часов в год) третий час реализуется за счет курса внеурочной деятельности «Мы выбираем спорт». Часть, формируемая участниками образовательных отношений направлена на реализацию образовательных потребностей, выявленных в ходе мониторинга родителей (законных представителей), учащихся 7-9-х классов. Часы данной части направлены на реализацию следующих курсов: На изучение предмета «Литература» на углубленном уровне в 7аб классах, увеличено количество часов (3 часа в неделю, 102 часа в год). На изучение предмета «Математика» на углубленном уровне в 7в классе, увеличено количество часов (7 часов в неделю, 238 часов в год). На изучение предмета «История России. Всеобщая история» на углубленном уровне в 8абв классах, увеличено количество часов (3 часа в неделю, 102 часа в год). На изучение предмета «История России. Всеобщая история» на углубленном уровне в 9абв классах, увеличено количество часов (3,5 часа в неделю, 119 часов в год). Предметная область «Родной язык и родная литература» на уровне основного общего образования не реализуется. Реализация учебного плана предоставляет возможность всем учащимся освоить основную образовательную программу ООО, удовлетворить социальный заказ родителей (законных представителей), образовательные запросы и познавательные интересы учащихся. Реализация учебного плана СШ № 89 на 2023/2024 учебный год осуществляется необходимыми педагогическими кадрами соответствующей квалификации; посредством программно-методического обеспечения (рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей; учебная и методическая литература, дидактические и контрольно-измерительные материалы). Оптимально используются электронные образовательные ресурсы из утвержденного федерального перечня. В СШ № 89 имеется все необходимое оборудование и технические средства, необходимые для реализации содержания обязательной и, формируемой участникам образовательных отношений, частей учебного плана. Сетка часов Учебного плана основного общего образования МОУ СШ № 89 на 2023/ 2024 учебный год (7 -9 классы по ФГОС - недельная нагрузка) Предметные области Учебные предметы Всего часов Обязательная часть 7аб 7в 8абв 9абв 2023/2024 Русский язык и литература Русский язык 4 4 3 3 10 Литература 3 2 2 3 8/7 Родной язык и родная литература Родной язык (русский) Иностранный язык Иностранный язык (английский) Математика (из них) 3/3 3/3 3/3 3/3 9 6 7 5 5 16/17 Алгебра 4 5 4/5 Геометрия 2 2 2 Вероятности и статистика Информатика История России. Всеобщая история 1/1 2 1/1 2 1/1 3 1/1 3,5 3 8,5 Обществознание 1 1 1 1 3 География 2 2 2 2 6 Физика 2 2 2 3 7 Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов России 1 - 1 - 2 2 - 2 2 - 4 5 - Музыка 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 Технология Технология 2/2 2/2 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности ИТОГО Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство Родная литература (русская) 2 1 2 1 5 1 1 2 3 3 3 2 8 32 32 33 32,5 97,5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 0 0 0 0 0 Учебные недели 34 34 34 34 102 Всего часов 32 32 33 32,5 97,5 Приложение 4. Программно-методическое обеспечение учебного плана МОУ СШ № 89 в 2023/2024 уч. г. Учебны йпредме т Класс 5А 5Б 5В 5Г 6А 6Б 6В Иностран ный язык (английск ий) Литература Русский язык 7Б 7А 7В РАЗДЕЛ: основное общее образование Предметная область «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА» Учебные Авторские/федеральные Уровень Учебные пособия (в часы программы, используемые при програм соответствии с федеральным составлении рабочей программы мы перечнем учебников, рекомендуемых к использованию) 5 Федеральная рабочая программа базовый Ладыженская Т.А и др. Русский основного общего образования. язык 5 кл.: в 2-х ч., М.: Русский язык. (для 5–9 классов Просвещение. 2023 образовательных организаций). – Москва, 2022 6 Рыбченкова Л. М., Александрова О. базовый Рыбченкова Л.М., Александрова М. Русский язык. Рабочие О.М., Глазков А.В. и др. программы для 5-9 классов. М.: Русский язык 6 кл.: в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2015 Просвещение, 2015-2020 4 Рыбченкова Л. М., Александрова О. базовый Рыбченкова Л.М., Александрова М. Русский язык. Рабочие О.М., Глазков А.В. и др. программы для 5-9 классов. М.: Русский язык 7 кл., в 2-х частях. Просвещение, 2015 - М.: Просвещение, 2021 8А 8Б 8В 3 Рыбченкова Л. М., Александрова О. М. Русский язык. Рабочие программы для 5-9 классов. М.: Просвещение, 2015 Рыбченкова Л. М., Александрова О. М. Русский язык. Рабочие программы для 5-9 классов. М.: Просвещение, 2015 Федеральная рабочая программа основного общего образования. Литература. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 Программа по литературе 5-11 класс (под ред. Коровиной В.Я.). М.: Просвещение, 2016 г. Рабочая программа. базовый 9А 9Б 9В 3 5А 5Б 5В 5Г 3 6А 6 Б 6В 3 7А 7Б 7В 3 3 2 Программа по литературе 5-11 класс (под ред. Коровиной В.Я.). М:Просвещение, 2016 г. Рабочая программа. 8А 8Б 8В 2 9А 9Б 9В 3 Программа по литературе 5-11 класс (под ред. Коровиной В.Я.). М: Просвещение, 2016 г. Рабочая программа. Программа по литературе 5-11 класс (под ред. Коровиной В.Я.). М:Просвещение, 2016 г. Рабочая программа. углубленн ый углубленн ый базовый базовый 5А 5Б 5В 5Г 3 Федеральная рабочая программа основного общего образования. Иностранный (английский) язык. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 базовый базовый базовый базовый базовый Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др. Русский язык 7 кл.: - М.: Просвещение, 2016-2018 Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др. Русский язык 8 кл.: - М.: Просвещение, 2017-2019 Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др. Русский язык 9 кл.: - М.: Просвещение, 2018-2020 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература в 2-х ч. 5 класс. М: Просвещение, 2023 Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П./ под ред. Коровиной В.Я. Литература в 2-х ч. 6 класс.- М: Просвещение, 2014-2020 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература в 2-х ч. 7 класс.- М: Просвещение, 2014-2018 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература в 2-х ч. 8 класс.- М: Просвещение, 2014-2019 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература в 2-х ч. 9 класс.- М: Просвещение, 2014-2020 Ваулина Ю.Е. и др. Spotlight: Английский язык 5 класс. - М: Просвещение, 2023 Учебный предмет 6А 6Б 6В 3 7А 7Б 7В 3 8А 8Б 8В 3 9А 9Б 9В 3 Класс Математика 5А 5Б 5В 5Г Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Rainbow English» 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2020 Федеральная рабочая программа основного общего образования. Иностранный (английский) язык. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Звездный английский". 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2013 Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Звездный английский". 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2013 Ваулина Ю.Е. и др. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Английский в фокусе". 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2013 базовый базовый базовый Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык «Rainbow English» 6 класс, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2022 Ваулина Ю.Е. и др. Spotlight: Английский язык 7 класс. - М: Просвещение, 2023 Баранов К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Английский язык. Звездный английский 8 класс.М.: Просвещение,2014- 2019 Ваулина Ю.Е. и др. Spotlight: Английский язык 9 класс. - М: Просвещение, 2018 Баранов К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Английский язык. Звездный английский 9 класс.- М.: Просвещение, 20142020 Предметная область « МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» Учебные Авторские/федеральные Уровень Учебные пособия (в часы программы, используемые при программы соответствии с федеральным составлении рабочей программы перечнем учебников, рекомендуемых к использованию) 5 Федеральная рабочая программа базовый Дорофеев Г.В. Математика: основного общего образования. учебник для 5 класса. – М.: Математика. (для 5–9 классов Просвещение, 2016-2019 образовательных организаций). – Москва, 2022 6А 6Б 6В 5 Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы / [авт.-сост. Дорофеев Г.В.] М.: Просвещение, 2014. Рабочая программа 7А 7Б 7В 6 6 7 Программы. Математика 7-9 классы. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И. и др. / Под ред. Теляковского С. А.Алгебра. Рабочая программа 8А 8Б 8В базовый 5 Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы М.: «Просвещение», 2008 Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Программа по геометрии 7 класс. Рабочая программа. Программы. Математика 7-9 классы. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И. и др. / Под ред. Теляковского С. А.Алгебра. Рабочая программа Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы М.: «Просвещение», 2008 Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., базовый базовый базовый углубленный Дорофеев Г.В. Математика: учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2016-2020 Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., и др.Алгебра, 7 кл., – М.: Просвещение, 2017-2018 Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2014-2019 базовый Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., и др.Алгебра, 8 кл., – М.: Просвещение, 2017-2019 Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2014-2019 9А 9Б 9Б 5 Кадомцев С.Б. и др. Программа по геометрии 8 класс. Рабочая программа. Программы. Математика 7-9 классы. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И. и др. / Под ред. Теляковского С. А.Алгебра. Рабочая программа базовый Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2014-2019 Информатика Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы М.: «Просвещение», 2008 Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Программа по геометрии 9 класс. Рабочая программа. Биология Химия Физика Учебный предмет 7А 7Б 7В 1 8А 8Б 8В 1 9А 9Б 9Б 1 Класс 7А 7Б 7В 8А 8Б 8В 9А 9Б 9Б 8А 8Б 8В 9А 9Б 9В 5А 5Б 5В 5Г Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., и др.Алгебра, 9 кл., – М.: Просвещение, 2019-2020 Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы, 7-9 классы. Босова Л.Л., Босова А.Ю.БИНОМ, 2017 Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы, 7-9 классы. Босова Л.Л., Босова А.Ю.БИНОМ, 2017 базовый Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы, 7-9 классы. Босова Л.Л., Босова А.Ю.БИНОМ, 2017 базовый базовый Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса – М.: ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2017 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса – М.: ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний",2018 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 9 класса – М.: ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний",2019-2020 Предметная область «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» Учебные Авторские/федеральные Уровень Учебные пособия (в часы программы, используемые при программы соответствии с федеральным составлении рабочей программы перечнем учебников, рекомендуемых к использованию) 2 Рабочая программа. Физика. 7–9 базовый Перышкин А. В. Физика. 7 класс. УМК Перышкина А. В. класс. – М.: Дрофа, 2015-2019 Дрофа, 2014 2 Рабочая программа. Физика. 7–9 базовый Перышкин А. В. Физика. 8 класс. УМК Перышкина А. В. класс. – М.: Дрофа, 2015-2019 Дрофа, 2014 3 Рабочая программа. Физика. 7–9 базовый Перышкин А. В. Физика. 9 класс. УМК Перышкина А. В. класс. – М.: Дрофа, 2015-2019 Дрофа, 2014 2 Габриелян О.С. Программа курса базовый Габриелян О.С. Химия 8 класс химии для 8-11 классов М.: Просвещение , 2018. общеобразовательных учреждений Габриелян О.С. Химия 8 класс Дрофа, 2014 г. М.: Дрофа , 2015-2017. Рабочая программа. 2 Габриелян О.С. Программа курса базовый Габриелян О.С. Химия 9 класс химии для 8-11 классов М.: Дрофа , 2015-2016 общеобразовательных учреждений Габриелян О.С. Химия 8 класс Дрофа , 2014 г. М.: Просвещение , 2018 Рабочая программа. 1 Федеральная рабочая программа базовый Пасечник В.И. Биология. 5 кл. основного общего образования. М.: Просвещение,2023 Биология. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 6А 6Б 6В 1 7А 7Б 1 Биология Рабочие программы Предметная линия учебников «Линия жизни» 5—9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Просвещение, 2018 Биология Рабочие программы Предметная линия учебников «Линия жизни» 5—9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Просвещение, 2018 базовый Пасечник В.В. Биология . 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2020 базовый Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология 7 клласс.- М.: Дрофа, 2014-2018 Пасечник В.В. Биология . 7 класс. – М.: Просвещение, 2021 7В 8А 2 8Б 8В 9А 9Б 9В Учебный предмет Класс География 5А 5Б 5В 5Г 6А 6Б 6В 7А 7Б 7В 2 Программа по биологии 6-9 кл. под ред. Пасечника В.В. Дрофа. 2010 Рабочая программа Биология Рабочие программы Предметная линия учебников «Линия жизни» 5—9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Просвещение, 2018 Программа по биологии 6-9 кл. под ред. Пасечника В.В. Дрофа. 2010 Рабочая программа Программа по биологии 6-9 кл. под ред. Пасечника В.В. Дрофа. 2010 Рабочая программа Биология Рабочие программы Предметная линия учебников «Линия жизни» 5—9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Просвещение, 2018 базовый Пасечник В.В. Биология . 8 класс. – М.: Просвещение, 2022 Колесов Д.В. Маш Р.Д. Беляев И.Н. Биология 8 класс. - М.: Дрофа, 2014- 2018 базовый Пасечник В.В. Биология . 8 класс. – М.: Просвещение, 2022 Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс. - М.: Дрофа, 2014-2017 Предметная область «ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» Учебные Авторские/федеральные Уровень Учебные пособия (в часы программы, используемые при программы соответствии с федеральным составлении рабочей программы перечнем учебников, рекомендуемых к использованию) 1 Федеральная рабочая программа базовый Алексеев А.И. География. 5-6 основного общего образования. класс – М.: Просвещение, 2023 География. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 1 Рабочая программа. География. 5–9 базовый Климанова О.А. География. класс. УМК Климановой О.А., Земледелие. 5-6 классы. – М.: Алексеева А.И. – М.: Дрофа, 2019 Дрофа, 2022 2 Рабочая программа. География. 5–9 базовый Домогацких Е.М., класс. УМК Климановой О.А., Алексеевский Н.И. География Алексеева А.И. – М.: Дрофа, 2019 7 класс. В 2-х частях. - М.: Русское слово, 2014-2018 Программа курса «География». 5–9 классы / авт.-сост. Е. М. Климанова О.А., Климанов Домогацких. — 2-е изд. — М.: В.В. География. Земледелие. 7 ООО «Русское слово — учебник», класс. – М.: Дрофа, 2021 2016. 8А 2 8Б 8Б 9А 9Б 9В 2 5А 5Б 5В 5Г 2 6А 6Б 6В 3 2 История 7А 7Б 7В 8А 8Б 8В 3 Рабочая программа. География. 5–9 класс. УМК Климановой О.А., Алексеева А.И. – М.: Дрофа, 2019 Программа курса «География». 5–9 классы / авт.-сост. Е. М. Домогацких. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. Программа курса «География». 5–9 классы / авт.-сост. Е. М. Домогацких. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. Федеральная рабочая программа основного общего образования. История. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014. Программы общеобразовательных учреждений История России. 6—10 классы: рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М.: Дрофа, 2016. — 124, [4] с. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Просвещение, 2014 г. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. «Новая история» 7-8 кл. Рабочая программа. Программы общеобразовательных учреждений История России. 6—10 классы : рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М. : Дрофа, 2016. — 124, [4] с. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Просвещение, 2014 г. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. «Новая история» 7-8 кл. Рабочая программа. Программы общеобразовательных учреждений История России. 6—10 классы : рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М. : Дрофа, 2016. — 124, [4] с. базовый Алексеев И.А. География. Природонаселение. 8 класс. – М.: Дрофа, 2022 Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 8 класс. - М.: Русское слово, 2014- 2018 базовый Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 9 класс. - М.: Русское слово, 2014- 2018 базовый Вигасин А.А., Годер Г.И. и д.р. Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс. М.: Просвещение, 2023 углубленный Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс. - М.: Просвещение, 2014-2020 Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России с древнейших времен до 16 века, 6 класс. М.: Дрофа, 2017-2019 базовый Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800, 7 класс. М.: Просвещение, 2014-2018 Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России с древнейших времен до XVI века конец XVII, 7 класс. - М.: Дрофа, 2018-2019 углубленный Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900, 8класс.М.: Просвещение, 2014- 2019 Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России с древнейших времен до XVII век - XVIII, 8 класс. - М.: Дрофа, 2019 Основы духовно-нравственной культуры народов России Обществознание 9А 9Б 9В 3,5 Программы общеобразовательных учреждений История России. 6—10 классы : рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М. : Дрофа, 2016. — 124, [4] с. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Просвещение, 2014 г. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. «Новая история» 7-9 кл. Рабочая программа. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 5-9 классы. Рабочие программы. - М.: Просвещение, 2014 углубленный Юдовская А.Я., Баранов П.А. и др. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900, 8класс.- М.: Просвещение, 2020 6А 6Б 6В 1 7А 7Б 7В 1 Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 5-9 классы. Рабочие программы. - М.: Просвещение, 2014 базовый 8А 8Б 8В 1 Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 5-9 классы. Рабочие программы. - М.: Просвещение, 2014 базовый 9А 9Б 9В 1 Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 5-9 классы. Рабочие программы. - М.: Просвещение, 2014 базовый 5А 1 Федеральная рабочая программа основного общего образования. Основы духовно-нравственной культуры народов России. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 базовый 1 Федеральная рабочая программа основного общего образования. Основы духовно-нравственной культуры народов России. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 базовый 5Б 5В 5Г 6А 6Б 6В Ляшенко Л.М., Волобуев О.В. и др. История России с древнейших времен до XIX век - начало XХ века, 9 класс. - М.: Дрофа, 2020 базовый Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание, 6 класс. - М.: Просвещение, 2014-2020 Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание, 7 класс. - М.: Просвещение, 2014-2018 Боголюбов Л.Н.., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю., Городецкой Н.И. Обществознание, 8 класс – М.: Просвещение, 2014-2019 Боголюбов Л.Н.., Матвеев А.И., Жильцова Е.И.. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание, 9 класс. – М.: Просвещение, 2014-2020 Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. – Просвещение, 2022 Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. – Просвещение, 2022 Предметная область «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Учебны Класс Учебн Авторские/федеральные Уровень Учебные пособия (в й ые программы, используемые при програм соответствии с федеральным предмет часы составлении рабочей программы мы перечнем учебников, рекомендуемых к использованию) Основы безопасности жизнедеятельнос ти Физическая культура Технология Учебный предмет 8А 8Б 8В 1 Рабочая программа. ОБЖ. 5–9 класс. УМК Виноградовой Н. Ф. ВентанаГраф, 2019 базовый 9А 9Б 9В 1 Рабочая программа. ОБЖ. 5–9 класс. УМК Виноградовой Н. Ф. ВентанаГраф, 2019 базовый 5А 5Б 5В 5Г 2 базовый 6А 6Б 6В 2 7А 7Б 7В 3 8А 8Б 8В 3 9А 9Б 9В 2 Федеральная рабочая программа основного общего образования. Физическая культура. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М, Просвещение, 2013. Рабочая программа. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М, Просвещение , 2013.Рабочая программа. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.М,Просвещение,2013. Рабочая программа. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.М.Просвещение,2013. Рабочая программа Класс Учебные часы 5А 5Б 5В 5Г 2 6А 6Б 6В 2 7А 7Б 7В 2 8А 8Б 8В 2 9А 9Б 9В 1 Виноградова Н.Ф., Смирнова Д.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-9 класс.М.: Вентана-Граф, 2019 Виноградова Н.Ф., Смирнова Д.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-9 класс.М.: Вентана-Граф, 2019 Матвеев А.П. Физическая культура 5 класс.- М.: Просвещение, 2023 базовый Виленский М.Я ,Туревский И.М., Торочкова Т.Ю Физическая культура 5-7 класс.М.: Просвещение, 2014 базовый Виленский М.Я ,Туревский И.М., Торочкова Т.Ю Физическая культура 5-7 класс.М.: Просвещение, 2014 базовый Виленский М.Я ,Туревский И.М., Торочкова Т.Ю Физическая культура 5-7 класс.М.: Просвещение, 2014 базовый Виленский М.Я ,Туревский И.М., Торочкова Т.Ю Физическая культура 5-7 класс.М.: Просвещение, 2014 Предметная область «ТЕХНОЛОГИЯ» Авторские/федеральные Уровень программы, используемые при программы составлении рабочей программы Федеральная рабочая программа основного общего образования. Технология. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-9 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Просвещение, 2020 Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015 базовый Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015 Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015 Учебные пособия (в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию) Глозман Е.С., Кожина О.А., Технология. 5 кл. – М.: Просвещение, 2023 базовый Тищенко А.Т.Технология. 6 кл. – М.: Просвещение, 2022 базовый Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д. Технология. 7 кл. ВентанаГраф, 2014 базовый Матяш Н.В., Электов А,А, Симоненко В.Д. Технология .8 кл. Вентана-Граф, 2014 базовый Матяш Н.В., Электов А,А, Симоненко В.Д. Технология .8 кл. Вентана-Граф, 2014 Предметная область «ИСКУССТВО» Музыка Изобразительное искусство Учебный предмет Класс Учебные часы Авторские/федеральные программы, используемые при составлении рабочей программы Уровень программы 5А 5Б 5В 5Г 1 базовый 6А 6Б 6В 1 7А 7Б 7В 1 5А 5Б 5В 5Г 1 6А 6Б 6В 1 7А 7Б 7В 1 8А 8Б 8В 1 Федеральная рабочая программа основного общего образования. Изобразительное искусство. (для 5– 9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (под рук. Неменского Б. М. ) М.: Просвещение, 2011 Рабочая программа. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (под рук. Неменского Б. М. ) М.: Просвещение, 2011 Рабочая программа. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Музыка. (для 5–9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022 Музыка. 5-9 классы. В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (Методологическое пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ. Дрофа,2014 Рабочая программа. Музыка. 5-9 классы. В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (Методологическое пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ. Дрофа,2014 Рабочая программа. Музыка. 5-9 классы. В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (Методологическое пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ. Дрофа,2014 Рабочая программа. Учебные пособия (в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию) Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. 5 класс. - М.: Просвещение, 2023 базовый Неменская Л. А., /Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 6 класс. - М.: Просвещение, 2014 базовый Питерских А. С., Гуров Г. Е. /Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, 7 класс – М.: Просвещение, 2014 Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. 5 класс. – М.: Просвещение, 2023 базовый базовый Науменко Т. И., Алеев В. В. Музыка. 6 класс. – М.: Дрофа, 2014 базовый Науменко Т. И., Алеев В. В. Музыка. 7 класс. – М.: Дрофа, 2014 базовый Науменко Т. И., Алеев В. В. Музыка. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014 Приложение 5 План внеурочной деятельности МОУ СШ № 89 на 2023/2024 учебный год План внеурочной деятельности МОУ СШ № 89 на 2023/2024 учебный год Пояснительная записка В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется МОУ СШ № 89, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы МОУ СШ № 89. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования школы и определяет содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности (перечень программ), время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в МОУ СШ № 89 направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности представляет собой целостную систему функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя: 1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); 3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтѐрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; 4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других; 6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); 7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); 8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся). Цель внеурочной деятельности: обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. Задачи внеурочной деятельности: 1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 4. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей. целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа. Наследие отечественного кинематографа используется как в качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности. Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год – не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность в МОУ СШ № 89 - 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие). Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности: на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно – 2 часа; на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности еженедельно – 1 час; на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно - 2 час; на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно – 5 часа. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Решением педагогического коллектива, родительской общественности, соблюдая интересы и запросы детей и родителей в МОУ СШ № 89 реализуется модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной деятельности, как правило, не проводится. Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы. План внеурочной деятельности основного общего образования МОУ СШ № 89 (5 -9 классы по обновленным ФГОС) Итого за учебный год 8 9 9 9 в а б в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - - - - - - - - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 - - - 1 1 1 1 2 2 2 2 - - - 2 2 2 2 2 2 2 2 2 - - - - 2 2 2 - - - - - - - 340 10 10 10 10 10 10 3 3 3 3 10 3 10 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 10 2 2 2 2 2 10 - 10 - 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 «Мы – лидеры» 8 б 1 10 Занятия направленные на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона Занятия по организации деятельности ученических сообществ Итого за неделю 5 5 5 5 6 6 6 7 7 7 8 а б в г а б в а б в а 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Занятия по учебным предметам образовательной программы «Разговоры о важном» «Профориентация» Профминимум «Россия – мои горизонты» «Мы выбираем спорт» «История народов России» «Родники» Количество часов в неделю по классам 10 Занятия по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) Занятия по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся Названия рабочих программ внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 10 Направления внеурочной деятельности