ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебному предмету «Информатика» для учащихся 10-11 класса разработана в соответствии: с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; планируемыми результатами, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ; авторской программы К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина Информатика 10-11 класс Цели: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; работе с логическими величинами, формирование навыков программирования на языке Турбо Паскаль. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Задачи: систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования. Прививать интерес к информатике; формировать у учащихся интерес к профессиям, требующим навыков алгоритмизации и программирования; развивать культуру алгоритмического мышления; обучать школьников структурному программированию как методу, предполагающему создание понятных программ, обладающих свойствами модульности; привлечь интерес учащихся к работе с логическими выражениями; способствовать освоению учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Турбо Паскаль; рассмотреть некоторые аспекты ЕГЭ по информатике и ИКТ в 11-м классе; Общая характеристика учебного предмета Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). Тематическое планирование курса представлено в данной программе в полном углубленном курсе в объѐме 136 учебных часов (по 4 часа в неделю). Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках. Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы по Босовой Л. Л.). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними. Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, более глубокому изучению языка программирования Паскаль с возможностью участия в олимпиадах по программированию. Место учебного предмета в учебном плане Класс Общее количество часов 10 136 В том числе: 10 класс Контрольных работ – 9 Уровень изучения Реализуется в рамках углубленного курса информатики в 10 классе. График проведения контрольно-измерительных работ 10 класс № Тема контрольной работы Время проведения 1. Контрольная работа по теме «Системы счисления». 1 полугодие 2. Контрольная работа по теме «Кодирование информации». 1 полугодие 3. Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». 1 полугодие 4. Контрольная работа «Ветвления». 2 полугодие 5. Контрольная работа «Циклы». 2 полугодие 6. Контрольная работа «Процедуры и функции». 2 полугодие 7. Контрольная работа «Массивы». 2 полугодие 8. Контрольная работа «Символьные строки». 2 полугодие 9. Контрольная работа «Файлы». 2 полугодие Планируемые результаты Личностные результаты 1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники; 2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; 5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Предметные результаты 1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; 2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; 3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; 4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; 5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; 6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; 7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надѐжного функционирования средств ИКТ; 8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; 9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); 10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; 11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; 12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; 13) владение стандартными приѐмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; 14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции; 15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; 16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ. Требования к уровню подготовки Учащиеся должны: иметь представление о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой природе; приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике; приводить примеры информационных процессов в управлении; знать единицы измерения количества информации; знать что такое граф, его разновидности, префиксная и постфиксная форма записи; уметь строить матрицы смежности и весовые матрицы по данному графу; уметь вычислять кратчайшее расстояние по заданному графу. иметь представление о кодирование и декодировании информации; приводить примеры двоичного кодирования информации; знать принципы кодирования текстовой, графической, звуковой информации; уметь решать задачи на определение количество информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода); приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления; знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления; уметь записывать числа в шестнадцатеричной и восьмеричной системах счисления; уметь переводить числа из одной системы счисления в другую. уметь применять основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, равносильность, эквивалентность); строить диаграммы Венна поиска информации в сети Интернет; строить таблицы истинности логических выражений и применять законы для решения логических выражений и уравнений; уметь строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений; решать логические задачи различными способами. знать особенности представления чисел в компьютере; знать правила хранения целых и вещественных чисел; уметь выполнять операции с целыми и вещественными числами. знать историю развития вычислительной техники; знать принципы устройства компьютера; знать и уметь определять характеристики процессора, памяти; уметь приводить примеры устройств ввода/вывода знать типы программного обеспечения; знать назначение прикладных программ и уметь с ними работать; знать назначение, функции и виды операционных систем; уметь проводить инсталляцию программ; знать типы лицензий на использование ПО; знать историю развития систем программирования. иметь представление о видах компьютерных сетей, серверах и клиентах; знать структуру и принципы функционирования локальных сетей; иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках; описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет; объяснять основные принципы технологии WorldWideWeb (WWW); уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине; знать систему построения доменных имен; знать что такое маска для IP–адреса; уметь определять адрес сети, адрес компьютера в сети, маску сети; определять маршрут передачи данных. • знать что такое информационная безопасность, на какие группы делятся средства защиты информации; • знать что такое компьютерный вирус, вредоносные программы, какие объекты не заражаются вирусами; • знать способы защиты от вредоносных программ; • знать что такое шифрование, криптография, хэширование, современные алгоритмы шифрования; • знать что такое цифровая подпись; • знать стеганографические методы защиты информации; • знать какие угрозы безопасности существуют при подключении к Интернету; • знать меры безопасности при работе в Интернете. объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов; знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования; уметь разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы обработки табличных и символьных данных; уметь работать с файлами в среде программирования; уметь строить алгоритмы управления учебными исполнителями; разрабатывать алгоритмы шифровки и дешифровки сообщений; уметь создавать проекты с использованием ИКТ и визуального объектно-ориентированного программирования. иметь представление о погрешностях измерений и вычислений; знать достоинства и недостатки приближенных методов решения уравнений с помощью компьютера; владеть методом перебора и методом деления отрезка пополам; использовать табличный процессор для решения уравнений; знать что такое дискретизация; уметь составлять программы вычисления длины кривой и площадей фигур методом прямоугольников и методом трапеций; знать что такое оптимизация, целевая функция; уметь проводить статистические расчеты, обработку результатов экспериментов различными методами в среде программирования; уметь решать задачи прогнозирования. Содержание программы 10 класс Техника безопасности. Организация рабочего места - 1 час Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Информация и информационные процессы - 5 часов Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации. Структура информации. Иерархия. Деревья. Графы. Кодирование информации - 14 часов Двоичное кодирование и декодирование. Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Кодирование текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Логические основы компьютеров - 10 часов Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. Упрощение и синтез логических выражений. Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера. Компьютерная арифметика - 6 часов Хранение целых и вещественных чисел в памяти компьютера и операции с ними. Устройство компьютера - 9 часов История и перспективы развития компьютерной техники. Архитектура компьютеров. Магистрально-модульный принцип. Процессор. Память. Устройства ввода и вывода. Программное обеспечение - 13 часов Прикладные программы. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные сети - 9 часов Топология сетей. Локальные сети. Сеть Интернет. Адреса в Интернете. Всемирная паутина. Электронная почта. Электронная коммерция. Интернет и право. Нетикет. Информационная безопасность - 6 часов Вредоносные программы и защита от них. Шифрование. Хэширование и пароли. Стеганография. Безопасность в Интернете. Алгоритмизация и программирование - 44 часа Переменные и арифметические выражения. Ветвления. Циклы. Процедуры и функции. Рекурсия. Массивы. Перебор элементов. Поиск элемента в массиве. Сортировка. Символьные строки. Преобразования «строка-число». Матрицы. Использование файлов для ввода и вывода данных. Решение вычислительных задач - 12 часов Точность вычислений. Решение уравнений. Дискретизация. Оптимизация. Статистические расчеты. Обработка результатов эксперимента. Резерв - 7 часов Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 10 класс 1. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2 частях. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 2. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2 частях. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 3. Карты памяти. Авторская поддержка углубленного курса. [Электронный ресурс] - http://kpolyakov.narod.ru/school/probook/mindmaps.htm 4. Авторские материалы для подготовки к ЕГЭ.[Электронный ресурс] - http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm Пособия для учителя: 1. Авторская поддержка УМК [Электронный ресурс] - http://kpolyakov.narod.ru/index.htm 2. Авторская мастерская на сайте БИНОМ. Технические средства обучения 1. Аудиоколонки 2. Видеопроектор 3. Персональный компьютер 4. Принтер 5. Экран Программные средства обучения • Операционная система. • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). • Антивирусная программа. • Программа-архиватор. • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. • Звуковой редактор. • Простая система управления базами данных. • Программа-переводчик. • Система оптического распознавания текста. • Мультимедиапроигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). • Система программирования. • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). • Браузер (входит в состав операционных систем или др.). • Простой редактор веб-страниц. Основные Интернет ресурсы • • • • • • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещѐнный на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещѐнные на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm; методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf; комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru); сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.