Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Информатика 10-11 классы. Старые ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебному предмету «Информатика» для учащихся 10-11 класса разработана в соответствии:
 с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
 планируемыми результатами, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ;
 авторской программы К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина Информатика 10-11 класс
Цели:
 освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; работе с логическими величинами, формирование
навыков программирования на языке Турбо Паскаль.
 овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов,
используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов
информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
 воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
 приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том
числе проектной деятельности.
Задачи:












систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением
информации;
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования. Прививать интерес к информатике;
формировать у учащихся интерес к профессиям, требующим навыков алгоритмизации и программирования;
развивать культуру алгоритмического мышления;
обучать школьников структурному программированию как методу, предполагающему создание понятных программ, обладающих
свойствами модульности;
привлечь интерес учащихся к работе с логическими выражениями;
способствовать освоению учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Турбо Паскаль;
рассмотреть некоторые аспекты ЕГЭ по информатике и ИКТ в 11-м классе;

Общая характеристика учебного предмета
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11
классах (всего 136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе).
Тематическое планирование курса представлено в данной программе в полном углубленном курсе в объѐме 136 учебных часов (по 4
часа в неделю).
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые
не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы по
Босовой Л. Л.). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением
соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко
рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания
происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу
информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе,
независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, более
глубокому изучению языка программирования Паскаль с возможностью участия в олимпиадах по программированию.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс

Общее количество часов

10

136

В том числе:
10 класс
Контрольных работ – 9

Уровень изучения
Реализуется в рамках углубленного курса информатики в 10 классе.

График проведения контрольно-измерительных работ
10 класс
№

Тема контрольной работы

Время проведения

1.

Контрольная работа по теме «Системы счисления».

1 полугодие

2.

Контрольная работа по теме «Кодирование информации».

1 полугодие

3.

Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров».

1 полугодие

4.

Контрольная работа «Ветвления».

2 полугодие

5.

Контрольная работа «Циклы».

2 полугодие

6.

Контрольная работа «Процедуры и функции».

2 полугодие

7.

Контрольная работа «Массивы».

2 полугодие

8.

Контрольная работа «Символьные строки».

2 полугодие

9.

Контрольная работа «Файлы».

2 полугодие

Планируемые результаты
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих
объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты
информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при
работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о
понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования
интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и
функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности,
способов и средств обеспечения надѐжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической
обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа
соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и
справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов
поиска и сортировки;
13) владение стандартными приѐмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по
выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и
структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
 иметь представление о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой природе;
 приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и
технике;
 приводить примеры информационных процессов в управлении;
 знать единицы измерения количества информации;
 знать что такое граф, его разновидности, префиксная и постфиксная форма записи;
 уметь строить матрицы смежности и весовые матрицы по данному графу;
 уметь вычислять кратчайшее расстояние по заданному графу.
 иметь представление о кодирование и декодировании информации;
 приводить примеры двоичного кодирования информации;
 знать принципы кодирования текстовой, графической, звуковой информации;

 уметь решать задачи на определение количество информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного
подхода);
 приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;
 знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
 уметь записывать числа в шестнадцатеричной и восьмеричной системах счисления;
 уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
 уметь применять основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, равносильность, эквивалентность);
 строить диаграммы Венна поиска информации в сети Интернет;
 строить таблицы истинности логических выражений и применять законы для решения логических выражений и уравнений;
 уметь строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;
 решать логические задачи различными способами.
 знать особенности представления чисел в компьютере;
 знать правила хранения целых и вещественных чисел;
 уметь выполнять операции с целыми и вещественными числами.
 знать историю развития вычислительной техники;
 знать принципы устройства компьютера;
 знать и уметь определять характеристики процессора, памяти;
 уметь приводить примеры устройств ввода/вывода
 знать типы программного обеспечения;
 знать назначение прикладных программ и уметь с ними работать;
 знать назначение, функции и виды операционных систем;
 уметь проводить инсталляцию программ;
 знать типы лицензий на использование ПО;
 знать историю развития систем программирования.
 иметь представление о видах компьютерных сетей, серверах и клиентах;
 знать структуру и принципы функционирования локальных сетей;
 иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;
 описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
 объяснять основные принципы технологии WorldWideWeb (WWW);
 уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине;
 знать систему построения доменных имен;

 знать что такое маска для IP–адреса;
 уметь определять адрес сети, адрес компьютера в сети, маску сети;
 определять маршрут передачи данных.
• знать что такое информационная безопасность, на какие группы делятся средства защиты информации;
• знать что такое компьютерный вирус, вредоносные программы, какие объекты не заражаются вирусами;
• знать способы защиты от вредоносных программ;
• знать что такое шифрование, криптография, хэширование, современные алгоритмы шифрования;
• знать что такое цифровая подпись;
• знать стеганографические методы защиты информации;
• знать какие угрозы безопасности существуют при подключении к Интернету;
• знать меры безопасности при работе в Интернете.
 объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
 знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
 уметь разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы обработки табличных и символьных данных;
 уметь работать с файлами в среде программирования;
 уметь строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
 разрабатывать алгоритмы шифровки и дешифровки сообщений;
 уметь создавать проекты с использованием ИКТ и визуального объектно-ориентированного программирования.
 иметь представление о погрешностях измерений и вычислений;
 знать достоинства и недостатки приближенных методов решения уравнений с помощью компьютера;
 владеть методом перебора и методом деления отрезка пополам;
 использовать табличный процессор для решения уравнений;
 знать что такое дискретизация;
 уметь составлять программы вычисления длины кривой и площадей фигур методом прямоугольников и методом трапеций;
 знать что такое оптимизация, целевая функция;
 уметь проводить статистические расчеты, обработку результатов экспериментов различными методами в среде программирования;
 уметь решать задачи прогнозирования.
Содержание программы
10 класс

Техника безопасности. Организация рабочего места - 1 час
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.
Информация и информационные процессы - 5 часов
Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации.
Структура информации. Иерархия. Деревья. Графы.
Кодирование информации - 14 часов
Двоичное кодирование и декодирование. Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления.
Кодирование текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Логические основы компьютеров - 10 часов
Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. Упрощение и синтез логических выражений. Предикаты и кванторы. Логические элементы
компьютера.
Компьютерная арифметика - 6 часов
Хранение целых и вещественных чисел в памяти компьютера и операции с ними.
Устройство компьютера - 9 часов
История и перспективы развития компьютерной техники. Архитектура компьютеров. Магистрально-модульный принцип. Процессор.
Память. Устройства ввода и вывода.
Программное обеспечение - 13 часов
Прикладные программы. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Инсталляция программ. Правовая охрана
программ и данных.
Компьютерные сети - 9 часов
Топология сетей. Локальные сети. Сеть Интернет. Адреса в Интернете.
Всемирная паутина. Электронная почта. Электронная коммерция.
Интернет и право. Нетикет.
Информационная безопасность - 6 часов
Вредоносные программы и защита от них. Шифрование. Хэширование и пароли. Стеганография. Безопасность в Интернете.

Алгоритмизация и программирование - 44 часа
Переменные и арифметические выражения. Ветвления. Циклы. Процедуры и функции. Рекурсия.
Массивы. Перебор элементов. Поиск элемента в массиве. Сортировка.
Символьные строки. Преобразования «строка-число».
Матрицы. Использование файлов для ввода и вывода данных.
Решение вычислительных задач - 12 часов
Точность вычислений. Решение уравнений. Дискретизация. Оптимизация. Статистические расчеты. Обработка результатов эксперимента.
Резерв - 7 часов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
10 класс
1. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2 частях. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019.
2. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2 частях. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019.
3. Карты памяти. Авторская поддержка углубленного курса. [Электронный ресурс] - http://kpolyakov.narod.ru/school/probook/mindmaps.htm
4. Авторские материалы для подготовки к ЕГЭ.[Электронный ресурс] - http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
Пособия для учителя:
1. Авторская поддержка УМК [Электронный ресурс] - http://kpolyakov.narod.ru/index.htm
2. Авторская мастерская на сайте БИНОМ.
Технические средства обучения
1. Аудиоколонки
2. Видеопроектор
3. Персональный компьютер
4. Принтер
5. Экран

Программные средства обучения
• Операционная система.
• Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
• Антивирусная программа.
• Программа-архиватор.
• Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций и электронные таблицы.
• Звуковой редактор.
• Простая система управления базами данных.
• Программа-переводчик.
• Система оптического распознавания текста.
• Мультимедиапроигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
• Система программирования.
• Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
• Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
• Простой редактор веб-страниц.
Основные Интернет ресурсы
•
•
•
•
•
•

компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещѐнный на сайте авторского коллектива:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию:
http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещѐнные на сайте материалы, размещенные на сайте
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР
(http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».