Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Литература 8 класс, углубленный уровень

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской
области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ СШ № 89

цифровой
Директор Подписано
подписью: Директор
СШ № 89 Лытаева
МОУ СШ № МОУ
Л.В.
cn=Директор МОУ
89 Лытаева DN:
СШ № 89 Лытаева Л.В.,
email=school89@volga
Л.В.
dmin.ru, c=RU

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СШ №89
_________Лытаева Л.В.
Приказ №24
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4779567)
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 8 классов
(Углубленный уровень)

Волгоград 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ЛИТЕРАТУРА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого
бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий,
как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его
анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного
развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего
образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом
"литературное чтение" на уровне начального общего образования,

межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и
учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует
развитию
речи,
историзма
мышления,
художественного
вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историколитературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и
представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и
создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии
чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим
культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной
литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных
задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры
своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к
наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим
образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной
классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национальнокультурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического
мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в

этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно,
что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе
как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историколитературных знаний, необходимых для понимания, анализа и
интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в
историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других
видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять
проблематику произведений и их художественные особенности,
комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в
единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать
художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между
собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления
о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном
процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической
оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере
высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно
воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ

В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и
8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной
школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Древнерусская литература.
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное».
Литература XVIII века.
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Литература первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К
Чаадаеву», «Анчар» и другие. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору).
Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская
дочка».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не
хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»,
«Нищий» и другие. Поэма «Мцыри».
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».
Литература второй половины XIX века.
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая
любовь».
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение
по выбору).
Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору).
Например, «Отрочество» (главы).
Литература первой половины XX века.
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по
выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В.
Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и другие.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на
тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В.
Маяковского, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л.
Пастернак и других.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце»
и другие.
Литература второй половины XX–начала XXI века.
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и другие).
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер».

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX–
начала XXI века(не менее двух произведений). Например, произведения
В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П. Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких,
В.Ф.
Тендрякова
и
других.
Поэзия второй половины XX – начала XXI веков (не менее трёх
стихотворений). Например, стихотворения Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова,
М.В. Исаковского, К.М. Симонова, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко,
Р.И. Рождественского, И.А. Бродского, А.С. Кушнера и других.
Зарубежная литература. У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору).
Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на
звёзды не похожи…» и другие. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты
по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по
выбору).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в
произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и
нормами
поведения
и
способствуют
процессам
самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в
том числе с опорой на примеры из литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;




активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство;
помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях;
 уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание
на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
 активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
 осознание
последствий
и
неприятие
вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного литературного образования;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений;
 уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе
при изучении произведений русского фольклора и литературы;



осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного литературного образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по


















профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании
новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный
и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося
универсальные учебные действия.

формируются

следующие

Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и
явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
 устанавливать
существенный
признак
классификации
и
классифицировать литературные объекты по существенному
признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых литературных фактах и
наблюдениях над текстом;
 предлагать
критерии для выявления закономерностей и
противоречий с учётом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
 владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
 оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и
смягчать конфликты, вести переговоры;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;


понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
 использовать
преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке
литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;


в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
 участниками взаимодействия на литературных занятиях;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
 ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
школьном литературном образовании; давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;


объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции,
управлять ими и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, анализируя примеры из художественной
литературы;
 регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя
над взаимоотношениями литературных героев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
1) Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её
роль в воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального
народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства,
выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
3) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ
произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного
развития обучающихся), понимать неоднозначность художественных
смыслов, заложенных в литературных произведениях:
 анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения, его родовую и
жанровую
принадлежность;
выявлять
позицию
героя,





повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и отражённые в нём
реалии;
характеризовать
героев-персонажей,
давать
их
сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять
особенности композиции и основной конфликт произведения;
характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы
авторской
оценки
героев,
событий,
характер
авторских
взаимоотношений с читателем как адресатом произведения;
объяснять своё понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений (с учётом
возраста и литературного развития обучающихся); выявлять
языковые особенности художественного произведения, поэтической
и прозаической речи; находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры и
стиля писателя, определять их художественные функции;
овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретиколитературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений, оформления собственных
оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел;
роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада,
послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада));
форма и содержание литературного произведения; тема, идея,
проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и
др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
конфликт; система образов; автор, повествователь, рассказчик,
литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая
характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная
деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет,
метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория;
анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный метр
(хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
афоризм;
рассматривать отдельные изученные произведения в рамках
историко-литературного процесса (определять и учитывать при
анализе принадлежность произведения к историческому времени,
определённому литературному направлению);

выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую
специфику изученного художественного произведения;
 сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы,
эпизоды текста, особенности языка;
 сопоставлять
изученные
и
самостоятельно
прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями других
видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет,
кино, фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учётом литературного развития,
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное
произведение, используя различные виды пересказов, обстоятельно отвечать
на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями
участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объёмом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной
теме с опорой на прочитанные произведения; исправлять и редактировать
собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада,
конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на
самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему,
применяя различные виды цитирования;
8) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и
самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской,
классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с
использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы как способа познания мира и окружающей
действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а
также средства собственного развития;


10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой
литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также
проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений
современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и
исследовательской деятельности и публично представлять полученные
результаты;
12) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники,
в том числе в электронной форме; пользоваться электронными библиотеками
и подбирать в Интернете проверенные источники для выполнения учебных
задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Древнерусская литература

1.1

Житийная литература (одно
произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского», «Житие
протопопа Аввакума, им самим
написанное»

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

3

Раздел 2. Литература XVIII века
2.1

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Итого по разделу

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

4

Раздел 3. Литература первой половины XIX века

3.1

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее
двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар»
и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса
по выбору). Например,«Моцарт и
Сальери», «Каменный гость». Роман
«Капитанская дочка»

10

0

0

3.2

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не

5

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК

менее двух).Например, «Я не хочу, чтоб
свет узнал…», «Из-под таинственной,
холодной полумаски…», «Нищий» и др.
Поэма «Мцыри»
3.3

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»,
Комедия «Ревизор»

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f4196be

6

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

21

Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1

И. С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася»,«Первая
любовь»

3

0

0

4.2

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по
выбору)

3

0

0

4.3

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно
произведение по выбору). Например,
«Отрочество» (главы)

3

0

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

9

Раздел 5. Литература первой половины XX века

5.1

Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по
выбору).Например, произведения И. С.
Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В.
Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и
др.

2

0

0

5.2

Поэзия первой половины ХХ века (не
менее трёх стихотворений на тему

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

«Человек и эпоха».Например,
стихотворения В. В. Маяковского, М. И.
Цветаевой, А.А. Ахматовой, О. Э.
Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.
5.3

М. А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье сердце» и
др.

Итого по разделу

5

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

8

Раздел 6. Литература второй половины XX века

6.1

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и
др.)

4

0

0

6.2

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский
характер»

3

0

0

6.3

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека»

3

0

0

6.4

А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин
двор»

4

0

0

6.5

Произведения отечественных прозаиков
второй половины XX— начала XXI века
(не менее двух).Например, произведения
В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.

10

0

0

6.6

Произведения отечественных и
зарубежных прозаиков второй половины
XX—XXI века (не менее трех

3

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

стихотворений двух поэтов). Например,
стихотворения Н.А. Заболоцкого, М.А.
Светлова, М.В. Исаковского, К.М.
Симонова, А.А. Вознесенского, Е.А.
Евтушенко, Р.И. Рождественского, И.А.
Бродского, А.С. Кушнер и др.)
Итого по разделу

27

Раздел 7. Зарубежная литература

7.1

У. Шекспир. Сонеты (один-два по
выбору). Например, № 66 «Измучась
всем, я умереть хочу…», № 130 «Её
глаза на звёзды не похожи…» и др.
Трагедия «Ромео и Джульетта»
(фрагменты по выбору).

5

0

0

7.2

Ж.Б. Мольер. Комедия «Мещанин во
дворянстве» (фрагменты по выбору)

2

0

0

Итого по разделу

7

Развитие речи

12

0

0

Внеклассное чтение

2

0

0

Итоговые контрольные работы

3

3

0

Резервное время

6

0

0

102

3

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Введение. Жанровые особенности
житийной литератры. "Житие Сергия
Радонежкского", "Житие протопопа
Аввакума, им самим написанное"
(одно произведение по выбору):
особенности героя жития,
исторические основы образа

1

0

0

2

Житийная литература. (одно
произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского»,
«Житие протопопа Аввакума, им
самим написанное». Нравственные
проблемы в житии, их историческая
обусловленность и вневременной
смысл. Особенности лексики и
художественной образности жития

1

0

0

3

Житийная литература. (одно
произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского»,
«Житие протопопа Аввакума, им
самим написанное». Нравственные
проблемы в житии, их историческая

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38c94

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38e06

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38e06

обусловленность и вневременной
смысл. Особенности лексики и
художественной образности жития

4

Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль"
как произведение классицизма, её
связь с просветительскими идеями.
Особенности сюжета и конфликта

1

0

0

5

Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль"
как произведение классицизма, её
связь с просветительскими идеями.
Особенности сюжета и конфликта

1

0

0

6

Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль».Тематика и социальнонравственная проблематика комедии.
Характеристика главных героев

1

0

0

7

Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль».Способы создания
сатирических персонажей в комедии,
их речевая характеристика. Смысл
названия комедии

1

0

0

8

Резервный урок. Д.И. Фонвизин.
Комедия "Недоросль" на театральной
сцене

1

0

0

9

А.С. Пушкин. Стихотворения (не
менее двух). Например, «К Чаадаеву»,
«Анчар» и др. Гражданские мотивы в
лирике поэта. Художественное
мастерство и особенности
лирического героя

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3909a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc391bc

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39b1c

10

А.С. Пушкин. "Маленькие трагедии"
(одна пьеса по выбору). Например,
«Моцарт и Сальери», «Каменный
гость». Особенности драматургии
А.С. Пушкина. Тематика и
проблематика, своеобразие
конфликта. Характеристика главных
героев. Нравственные проблемы в
пьесе

1

0

0

https://m.edsoo.ru

11

А.С. Пушкин. "Маленькие трагедии"
(одна пьеса по выбору). Например,
«Моцарт и Сальери», «Каменный
гость». Особенности драматургии
А.С. Пушкина. Тематика и
проблематика, своеобразие
конфликта. Характеристика главных
героев. Нравственные проблемы в
пьесе

1

0

0

https://m.edsoo.ru

12

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": история создания.
Особенности жанра и композиции,
сюжетная основа романа

1

0

0

13

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": тематика и проблематика,
своеобразие конфликта и системы
образов

1

0

0

14

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": образ Пугачева, его
историческая основа и особенности

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39c70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a210

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39fd6

авторской интерпретации

15

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": образ Петра Гринева.
Способы создания характера героя,
его место в системе персонажей

1

0

0

16

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": образ Петра Гринева.
Способы создания характера героя,
его место в системе персонажей

1

0

0

17

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": тема семьи и женские образы.
Роль любовной интриги в романе

1

0

0

18

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": историческая правда и
художественный вымысел. Смысл
названия романа. Художественное
своеобразие и способы выражения
авторской идеи

1

0

0

19

Развитие речи. А.С. Пушкин. Роман
"Капитанская дочка": подготовка к
сочинению

1

0

0

https://m.edsoo.ru

20

Резервный урок. Сочинение по
роману А.С. Пушкина "Капитанская
дочка"

1

0

0

https://m.edsoo.ru

21

Резервный урок. Сочинение по
роману А.С. Пушкина "Капитанская
дочка"

1

0

0

https://m.edsoo.ru

22

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39d9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39d9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39eb4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a3b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a5da

менее двух). Например, «Я не хочу,
чтоб свет узнал…», «Из-под
таинственной, холодной
полумаски…», «Нищий» и др. Мотив
одиночества в лирике поэта, характер
лирического героя

23

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не
менее двух). Например, «Я не хочу,
чтоб свет узнал…», «Из-под
таинственной, холодной
полумаски…», «Нищий» и др.
Художественное своеобразие лирики
поэта

1

0

0

https://m.edsoo.ru

24

Развитие речи. М.Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не менее двух).
Например, «Я не хочу, чтоб свет
узнал…», «Из-под таинственной,
холодной полумаски…», «Нищий» и
др. Художественное своеобразие
лирики поэта

1

0

0

https://m.edsoo.ru

25

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри":
история создания. Поэма "Мцыри"
как романтическое произведение.
Особенности сюжета и композиции

1

0

0

26

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри":
тематика, проблематика, идея,
своеобразие конфликта.

1

0

0

27

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри":
особенности характера героя,

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a6f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a7f6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a922

художественные средства его
создания.

28

Развитие речи. М.Ю. Лермонтов.
Поэма "Мцыри": художественное
своеобразие. Поэма "Мцыри" в
изобразительном искусстве

1

0

0

29

Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель": тема,
идея, особенности конфликта

1

0

0

30

Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель":
социально-нравственная
проблематика. Образ маленького
человека. Смысл финала

1

0

0

31

Развитие речи.Н.В. Гоголь. Повесть
"Шинель": социально-нравственная
проблематика. Образ маленького
человека. Смысл финала

1

0

0

32

Н.В. Гоголь. Комедия "Резизор":
история создания. Сюжет,
композиция, особенности конфликта

1

0

0

33

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор" как
сатира на чиновничью Россию.
Система образов. Средства создания
сатирических персонажей

1

0

0

34

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор".
Образ Хлестакова. Понятие
"хлестаковщина"

1

0

0

35

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор".
Смысл финала. Сценическая история

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3aa58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b6ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b7dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b7dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ace2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b2f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b19c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b53e

комедии
36

Развитие речи. Н.В. Гоголь. Комедия
"Ревизор": подготовка к сочинению

1

0

0

https://m.edsoo.ru

37

Резервный урок. Сочинение по
комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

1

0

0

https://m.edsoo.ru

38

И. С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася»,«Первая
любовь». Тема, идея, проблематика

1

0

0

39

И. С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася», «Первая
любовь». Система образов

1

0

0

40

И. С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася», «Первая
любовь». Система образов

1

0

0

41

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по
выбору). Тема, идея, проблематика

1

0

0

42

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по
выбору). Система образов.

1

0

0

43

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по
выбору). Система образов.

1

0

0

44

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы
(одно произведение по выбору).
Например, «Отрочество» (главы).
Тема, идея, проблематика

1

0

0

https://m.edsoo.ru

45

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы

1

0

0

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ba0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3be9e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3be9e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c57e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c7cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c7cc

(одно произведение по выбору).
Например, «Отрочество» (главы).
Система образов

46

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы
(одно произведение по выбору).
Например, «Отрочество» (главы).
Система образов

1

0

0

47

Итоговая контрольная работа. От
древнерусской литературы до
литературы XIX века (письменный
ответ, тесты, творческая работа)

1

1

0

48

Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по выбору).
Например, произведения И. С.
Шмелёва, М. А. Осоргина, В.В.
Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко
и др. Основные темы, идеи,
проблемы, герои

1

0

0

49

Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по выбору).
Например, произведения И. С.
Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В.
Набокова, Н.Тэффи, А. Т. Аверченко
и др. Система образов.
Художественное мастерство писателя

1

0

0

50

Внеклассное чтение. Произведения
писателей русского зарубежья (не
менее двух по выбору). Например,
произведения И. С. Шмелёва, М.А.

1

0

0

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c06a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c984

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cc68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cfa6

Осоргина, В.В. Набокова, Н.Тэффи,
А.Т.Аверченко и др.

51

Поэзия первой половины ХХ века (не
менее трёх стихотворений на тему
«Человек и эпоха» по выбору).
Например, стихотворения В. В.
Маяковского, М. И. Цветаевой, А.А
Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Б.
Л. Пастернака и др. Основные темы,
мотивы, образы

1

0

0

52

Развитие речи. Поэзия первой
половины ХХ века (не менее трёх
стихотворений на тему «Человек и
эпоха» по выбору). Например,
стихотворения В.В.Маяковского,
М.И.Цветаевой, А.А. Ахматовой,
О.Э.Мандельштама, Б.Л.Пастернака и
др. Художественное мастерство
поэтов

1

0

0

https://m.edsoo.ru

53

Развитие речи. Поэзия первой
половины ХХ века (не менее трёх
стихотворений на тему «Человек и
эпоха» по выбору). Например,
стихотворения В.В.Маяковского,
М.И.Цветаевой, А.А. Ахматовой,
О.Э.Мандельштама, Б.Л.Пастернака и
др. Художественное мастерство
поэтов

1

0

0

https://m.edsoo.ru

54

Развитие речи. Поэзия первой

1

0

0

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d604

половины ХХ века (не менее трёх
стихотворений на тему «Человек и
эпоха» по выбору). Например,
стихотворения В.В.Маяковского,
М.И.Цветаевой, А.А. Ахматовой,
О.Э.Мандельштама, Б.Л.Пастернака и
др. Художественное мастерство
поэтов
55

М.А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье сердце»
и др. Основные темы, идеи, проблемы

1

0

0

56

М.А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье сердце»
и др. Главные герои и средства их
изображения

1

0

0

57

М.А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье сердце»
и др. Главные герои и средства их
изображения

1

0

0

58

М.А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье сердце»
и др. Фантастическое и реальное в
повести. Смысл названия

1

0

0

59

М.А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье сердце»
и др. Фантастическое и реальное в
повести. Смысл названия

1

0

0

60

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа»,

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d1cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d32a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d32a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d44c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d44c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d94c

«Гармонь», «Два солдата»,
«Поединок» и др. ). История
создания. Тема человека на войне.
Нравственная проблематика,
патриотический пафос поэмы

61

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата»,
«Поединок» и др. ). Образ главного
героя, его народность

1

0

0

62

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата»,
«Поединок» и др. ). Особенности
композиции, образ автора.
Своеобразие языка поэмы

1

0

0

63

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата»,
«Поединок» и др. ). Особенности
композиции, образ автора.
Своеобразие языка поэмы

1

0

0

64

Развитие речи.А.Т. Твардовский.
Поэма «Василий Тёркин» .ответ на
ппоблемный вопрос

1

0

0

65

А.Н. Толстой. Рассказ "Русский
характер". Образ главного героя и
проблема национального характера

1

0

0

https://m.edsoo.ru

66

А.Н. Толстой. Рассказ "Русский

1

0

0

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3db22

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3dcc6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3dcc6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3db22

характер". Сюжет, композиция, смысл
названия
67

А.Н. Толстой. Рассказ "Русский
характер". Сюжет, композиция, смысл
названия

1

0

0

68

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека». История создания.
Особенности жанра, сюжет и
композиция рассказа

1

0

0

69

М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба
человека". Тематика и проблематика.
Образ главного героя

1

0

0

70

М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба
человека". Смысл названия рассказа

1

0

0

https://m.edsoo.ru

71

Резервный урок. М.А. Шолохов.
Рассказ "Судьба человека". Автор и
рассказчик. Сказовая манера
повествования. Смысл названия
рассказа

1

0

0

https://m.edsoo.ru

72

Развитие речи. М.А. Шолохов.
Рассказ "Судьба человека".ответ на
проблемный вопрос

1

1

0

https://m.edsoo.ru

73

А.И. Солженицын. Рассказ
«Матрёнин двор». История создания.
Тематика и проблематика. Система
образов.

1

1

0

74

А.И. Солженицын. Рассказ
«Матрёнин двор». История создания.

1

1

0

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3de56

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3df82

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e356

Тематика и проблематика. Система
образов.

75

А.И. Солженицын. Рассказ
«Матрёнин двор». История создания.
Тематика и проблематика. Система
образов.

1

1

0

76

А.И. Солженицын. Рассказ
«Матрёнин двор». Образ Матрёны,
способы создания характера героини.
Образ рассказчика. Смысл финала.

1

0

0

77

Итоговая контрольная работа.
Литература XX (письменный ответ,
тесты, творческая работа)

1

0

0

78

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
начала XXI века. (не менее двух).
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.
Темы, идеи, проблемы, сюжет.
Основные герои

1

0

0

79

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
начала XXI века. (не менее двух).
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e450

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e55e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

Темы, идеи, проблемы, сюжет.
Основные герои

80

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
начала XXI века. (не менее двух).
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.
Темы, идеи, проблемы, сюжет.
Основные герои

1

0

0

81

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
XXI века. (не менее двух). Например,
произведения В.П. Астафьева, Ю.В.
Бондарева, Б.П. Екимова, Е.И.
Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф.
Тендрякова и др. Система образов.
Художественное мастерство
писателя./Всероссийская проверочная
работа

1

0

0

82

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
начала XXI века. (не менее двух).
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.
Темы, идеи, проблемы, сюжет.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

Основные герои

83

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
начала XXI века. (не менее двух).
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.
Темы, идеи, проблемы, сюжет.
Основные герои

1

0

0

84

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
начала XXI века. (не менее двух).
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.
Темы, идеи, проблемы, сюжет.
Основные герои

1

0

0

85

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
начала XXI века. (не менее двух).
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.
Темы, идеи, проблемы, сюжет.
Основные герои

1

0

0

86

Произведения отечественных

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

https://m.edsoo.ru

прозаиков второй половины XX—
XXI века. (не менее двух). Например,
произведения В.П. Астафьева, Ю.В.
Бондарева, Б.П. Екимова, Е.И.
Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф.
Тендрякова и др. Система образов.
Художественное мастерство
писателя./

87

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
XXI века. (не менее двух). Например,
произведения В.П. Астафьева, Ю.В.
Бондарева, Б.П. Екимова, Е.И.
Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф.
Тендрякова и др. Система образов.
Художественное мастерство
писателя./

1

0

0

88

Внеклассное чтение. Произведения
отечественных прозаиков второй
половины XX— начала XXI века.
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.

1

0

0

89

Поэзия второй половины XX —
начала XXI века (не менее трех
стихотворений двух поэтов).
Например, стихотворения Н.А.
Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В.

1

0

0

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f256

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f40e

Исаковского, К.М. Симонова, А.А.
Вознесенского, Е.А.Евтушенко, Р.И.
Рождественского, И.А. Бродского,
А.С. Кушнера и др. Основные темы и
мотивы, своеобразие лирического
героя.

90

Поэзия второй половины XX —
начала XXI века (не менее трех
стихотворений двух поэтов).
Например, стихотворения Н.А.
Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В.
Исаковского, К.М. Симонова, А.А.
Вознесенского, Е.А.Евтушенко, Р.И.
Рождественского, И.А. Бродского,
А.С. Кушнера и др. Основные темы и
мотивы, своеобразие лирического
героя.

1

0

0

91

Поэзия второй половины XX —
начала XXI века (не менее трех
стихотворений двух поэтов).
Например, стихотворения Н.А.
Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В.
Исаковского, К.М. Симонова, А.А.
Вознесенского, Е.А.Евтушенко, Р.И.
Рождественского, И.А. Бродского,
А.С. Кушнера и др. Основные темы и
мотивы, своеобразие лирического
героя.

1

0

0

92

Развитие речи. [[Поэзия второй

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f40e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f40e

Библиотека ЦОК

половины XX — начала XXI века (не
менее трех стихотворений двух
поэтов). Например, стихотворения
Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова,
М.В. Исаковского, К.М. Симонова,
А.А. Вознесенского,Е.А.Евтушенко,
Р.И. Рождественского, И.А.
Бродского, А.С. Кушнера и др.
Художественное мастерство поэта

https://m.edsoo.ru/8bc3d83e

93

Развитие речи. [[Поэзия второй
половины XX — начала XXI
века.Анализ стихотворения

1

0

0

94

Контрольная работа по теме
«Литература второй половины XX —
начала XXI века»

1

0

0

95

У. Шекспир. Творчество драматурга,
его значение в мировой литературе.

1

0

0

96

У. Шекспир. Сонеты (один-два по
выбору). Например, № 66 «Измучась
всем, я умереть хочу…», № 130 «Её
глаза на звёзды не похожи…» и др.
Жанр сонета. Темы, мотивы, характер
лирического героя. Художественное
своеобразие

1

0

0

97

У. Шекспир. Сонеты (один-два по
выбору). Например, № 66 «Измучась
всем, я умереть хочу…», № 130 «Её
глаза на звёзды не похожи…» и др.
Жанр сонета. Темы, мотивы, характер

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d83e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d83e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3eb80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ec8e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ec8e

лирического героя. Художественное
своеобразие

98

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и
Джульетта» (фрагменты по выбору).
Жанр трагедии. Тематика,
проблематика, сюжет, особенности
конфликта.

1

0

0

99

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и
Джульетта» (фрагменты по выбору).
Жанр трагедии. Тематика,
проблематика, сюжет, особенности
конфликта.

1

0

0

100

Резервный урок. У. Шекспир.
Трагедия "Ромео и Джульетта"
(фрагменты по выбору). Главные
герои. Ромео и Джульетта как
"вечные" образы. Смысл трагического
финала

1

0

0

101

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф.
Комедия "Мещанин во дворянстве"
как произведение классицизма

1

0

0

102

Ж.-Б. Мольер. Комедия "Мещанин во
дворянстве". Система образов,
основные герои. Произведения Ж.-Б.
Мольера на современной сцене

1

0

0

102

2

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ede2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ede2

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc392ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc393d8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литература (в 2 частях), 8 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П.,
Коровин В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
4. Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И.
Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград:
Учитель, 2018. —279 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Духно В.В., Сухова В.В. Текущий и итоговый контроль по курсу
"Литература. 8 класс". В 2-х частях. Часть 1. Контрольно-измерительные
материалы, 2018 г.
Соловьева Ф.Е. Текущий и итоговый контроль по курсу "Литература. 8
класс". В 2-х частях. Часть 2. Контрольно-измерительные материалы,
2018 г. Соловьева Ф.Е. Обучение сочинениям. 5-8 классы, 2017 г.
Гринина-Земскова А.М. Литература. 5-9 класс. Программа курса. ФГОС,
2017 г.
Меркин Г.С., Зинин С.А. Проектная деятельность на уроках литературы.
5-9 класс. ФГОС, 2016 г.
Янушевский В.Н. Литература. 5-10 классы. Изучение творчества А.С.
Пушкина. Уроки. Рекомендации. Внеклассные мероприятия, 2011 г.

Ромашина Н.Ф. В мире художественного слова. Литературные
композиции, заочные экскурсии, вечера поэзии. 5-11 классы, 2009 г.
Чурзина О.В. Литература. 5-11 класс. По страницам литературных
произведений. Викторины, 2009 г.
Курганова Л.А. Литература. 5-11 класс. Образовательные технологии.
Инновации и традиции. Конспекты уроков, 2009 г.
Попова Е.Н., Зинченко Н.В. Метапредметные результаты. 9 класс.
Стандартизированные материалы для оценки читательской грамотности.
Пособие для учителя. ФГОС, 2018 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской
Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и
науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого
государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников
образования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».