Подписано цифровой Директор подписью: Директор МОУ СШ № 89 МОУ СШ № Лытаева Л.В. DN: cn=Директор 89 Лытаева МОУ СШ № 89 Лытаева Л.В., email=school89@volg Л.В. admin.ru, c=RU Введено в действие Приказом № 432 от 31.08.2024 г. Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда ____________ Л.В.Лытаева « 31» августа 2024 г. Изменения к основной образовательной программе среднего общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 89Дзержинского района Волгограда Приложение 5. План внеурочной деятельности МОУ СШ № 89 на 2024/2025 учебный год Пояснительная записка Пояснительная записка В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется МОУ СШ № 89, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы МОУ СШ № 89. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы среднего общего образования школы и определяет содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности (перечень программ), время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности. В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Внеурочная деятельность в МОУ СШ № 89 направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает: план организации деятельности ученических сообществ (групп обучающихся), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»); план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы среднего общего образования). Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определена за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристских походах, экспедициях, поездках и другие). Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями). Общий объем внеурочной деятельности – 10 часов в неделю. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Один час в неделю отводится на занятия по профориентации. Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. Цели и задачи курса: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; формирование представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики; знакомство с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального образования в стране; создание обучающимся равных условий для самоопределения, карьерной навигации и профессионального развития с учетом персональных интересов и мотивов на благо процветания и благополучия страны. Также с учетом неравномерной нагрузки курсов внеурочной деятельности в весенние каникулы 10 классам могут быть организованы поездки в организации профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию жизни ученических сообществ, могут проводится коллективные обсуждения, в ходе которых обеспечится анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций. На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа. В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности в образовательной организации модифицируется в соответствии с профилем обучения (универсальным). Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля) предполагает: организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной организации; проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ происходит: в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в образовательной организации и за ее пределами; через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями, отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни); отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения); трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности). Вариативный МОУ СШ № 89 включает в себя курсы в рамках универсального профиля. В рамках реализации универсального профиля в первом полугодии 10 класса организуется подготовка обучающихся к разработке и педагогическому сопровождению разработки индивидуальных проектов внеурочной деятельности (инструктажи, индивидуальные и групповые консультации, защита проектов индивидуального плана), в ноябре проводится публичная защита обучающимися индивидуальных проектов внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам публичной защиты при помощи педагогов организуются временные творческие группы обучающихся по совпадающим элементам ИПВД. В осенние (весенние) каникулы 10 класса временными творческими группами обучающихся организуются поездки и экскурсии в соответствии с общими элементами индивидуальных проектов внеурочной деятельности. В ходе познавательной деятельности реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10 класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся. Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве и в социальной сфере (в зависимости от профиля), подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции и социальные практики. Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам и/или социальным практикам обучающихся и к участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб», «проект участия в исследовательской экспедиции», «проект социальной практики»). В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив обучающихся, в том числе выезды на природу, туристские походы, поездки по территории России, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением). Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. При планировании внеурочной деятельности учитываются наличные условия: здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий. Внеурочная деятельность организуется также в сотрудничестве с организациями, местным сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры, общественными организациями. План внеурочной деятельности среднего общего образования МОУ СШ № 89 (10-11 классы по обновленным ФГОС) Названия рабочих программ внеурочной деятельности Инвариативный компонент Направление внеурочной деятельности Занятия по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) Занятия по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся 10 11 «Функциональная грамотность» 1 1 «Разговоры о важном» 1 1 «Профминимум «Россия – мои горизонты», «Билет в будущее» 1 1 4 4 3 3 10 340 10 340 Занятия, направленные на организационное обеспечение учебной деятельности, «Мы лидеры» благополучия обучающегося, по организации деятельности ученических сообществ Вариативный компонент Занятия, направленные на реализацию Теория и практика проектноинтеллектуальных потребностей по профилю исследовательской деятельности обучения Итого за неделю Итого за учебный год