Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5
тел. 8 (8442) 54-57-43; электронная почта school89@volgadmin.ru;
официальный сайт http://89.volgogradschool.ru/
__________________________________________________________________________
ПРИКАЗ
29 «августа» 2025 г.
№ 315
О внесении изменений в ООП НОО, ООП ООО,
ООП СОО МОУ СШ № 89 Дзержинского района
Волгограда на 2025/2026 учебный год
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»,
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования», с целью приведения основных образовательных программ НОО, ООО и СОО
МОУ СШ № 89 Дзержинского района Волгограда в соответствие с нормативными
распорядительными документами
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Бородиной Е.А., заместителю директора по УВР, внести изменения в основную
образовательную программу начального общего образования МОУ СШ № 89, утвержденную
приказом № 462 от 31.08.2023 г. в срок до 1 сентября 2025 учебного года:
1.1
дополнить Целевой раздел ООП НОО Принципы формирования и механизмы
реализации программы начального общего образования, в том числе посредством
реализации индивидуальных учебных планов:
«ФОП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Наиболее адаптивным сроком освоения ООП НОО является четыре года»;
«Принцип обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности обучающихся в
соответствии с требованиями, предусмотренным санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 (с изменениями)».
1.2 заменить термины по всем разделам ООП НОО:
«толерантное отношение» на «уважительное отношение»;
«гендерные особенности» на «пол»;
«домашнее насилие и буллинг» на «психологическое насилие, систематическое
унижение чести и достоинства, издевательства, преследование».
1.3 дополнить Целевой раздел ООП НОО Система оценки достижения планируемых
результатов освоения программы начального общего образования:
«Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки
результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных и (или)
метапредметных результатов, составляет один урок (не более чем 45 минут), контрольные
работы проводятся, начиная со 2 класса. При этом объем учебного времени, затрачиваемого
на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного
времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем
учебном году»;
Содержание кодификаторами распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения ООП НОО и элементов содержания по каждому учебному предмету.
1.4 Содержательный раздел изложить в новой редакции рабочие программы по учебным
предметам:
«Русский язык» (использовать при составлении рабочей программы поурочное
планирование);
«Литературное чтение» (дополнить «Освоение программы по литературному чтению
в 1 классе начинается вводным интегрированным учебным курсом "Обучение грамоте",
использовать при составлении рабочей программы поурочное планирование);
«Иностранный язык»;
«Математика»;
«Окружающий мир» (использовать при составлении рабочей программы поурочное
планирование);
«Труд (технология)» (использовать при составлении рабочей программы поурочное
планирование);
«Физическая культура».
1.5 Организационный раздел изложить в новой редакции учебный план начального общего
образования на 2025/2026 учебный год, дополнив его:
«Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке,
при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени
окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки
(например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание
стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени»;
«Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и
Гигиеническими нормативами»
1.6
Организационный раздел изложить в новой редакции программно-методическое
обеспечение учебного плана начального общего образования на 2025/2026 учебный год;
1.7
Организационный раздел изложить в новой редакции план внеурочной деятельности
на 2025/2026 учебный год и внести изменения в пункт 173:
признать утратившим силу: абзац второй подпункта 173.2; абзац третий подпункта
173.3;
дополнить: подпункт 173.5 абзацем следующего содержания: "Формы реализации
внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно";
исключить:
- в подпункте 173.13.1 слова "учебный курс физической культуры";
- в подпункте 173.13.2.4 слова "учебный курс - факультатив";
- в подпункте 173.13.3.4 слова "учебный курс в форме факультатива";
- в подпункте 173.13.3.5 слова "учебный курс";
подпункт 173.13.5.2 изложен в новой редакции
1.8
Организационный раздел изложить в новой редакции календарный учебный график на
2025/2026 учебный год.
2.
Егорцевой И.А., заместителю директора по УВР, внести изменения в основную
образовательную программу основного общего образования МОУ СШ № 89, утвержденную
приказом № 419 от 31.08.2022 г. в срок до 1 сентября 2025 учебного года:
2.1. В раздел ООП ООО 1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации
программы основного общего образования, в том числе посредством реализации
индивидуальных учебных планов внести следующие изменения: Дополнить в «принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических
технологий;» следующее содержание «принцип обеспечения санитарноэпидемиологической
безопасности обучающихся в соответствии с требованиями, предусмотренными
санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (далее – Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28
2.2. В раздел ООП ООО 1.1.3 Общая характеристика программы основного общего
образования внести следующие изменения: Заменить слова «менее 5058» на «менее 5338» в
тексте «ФОП ООО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Общий объѐм аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять
менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной
(или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями…».
2.3. По всем разделам ООП ООО термин «толерантное отношение» заменить на
«уважительное отношение»; термин «гендерные особенности» заменит на «пол»; термин
«домашнее насилие и буллинг» заменить на «психологическое насилие, систематическое
унижение чести и достоинства, издевательства, преследование».
2.3. В раздел ООП ООО 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения программы основного общего образования внести следующие изменения:
Дополнить содержанием: «Длительность контрольной работы, являющейся формой
письменной проверки результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных
и (или) метапредметных результатов, составляет от одного до двух уроков (не более чем 45
минут каждый). Длительность практической работы, являющейся формой организации
учебного процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений,
включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля,
составляет один урок (не более чем 45 минут). При этом объем учебного времени,
затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего
объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данном
классе в текущем учебном году». «В федеральных и региональных процедурах оценки
качества образования используется перечень (кодификатор) проверяемых требований к
метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования».
Дополнить содержание кодификаторами распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования и элементов содержания по каждому учебному предмету:
- Проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной
программы (5, 6, 7, 8, 9 класс); Проверяемые элементы содержания (5, 6, 7, 8, 9 класс) по
русскому языку, литературе, иностранному
(английскому, немецкому, французскому,
испанскому) языку, математике, истории, географии, биологии.
- Проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной
программы (7, 8, 9 класс); Проверяемые элементы содержания (7, 8, 9 класс) по
информатике, физике;
- Проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной
программы (6, 7, 8, 9 класс); Проверяемые элементы содержания (6, 7, 8, 9 класс) по
обществознанию;
- Проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной
программы (8, 9 класс); Проверяемые элементы содержания (8, 9 класс) по химии.
Дополнить
содержание кодификаторами,
используемыми
для
проведения
основного государственного экзамена по
каждому
учебному предмету:
«Для
проведения основного государственного экзамена по ... (далее - ОГЭ
по
...)
используется перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам
освоения
основной образовательной программы основного общего образования
и
элементов
содержания»: Проверяемые на ОГЭ требования по (русскому языку, литературе,
иностранному (английскому, немецкому, французскому, испанскому) языку, математике,
информатике, истории, обществознанию, географии, физике, химии, биологии) к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по (русскому языку, литературе,
иностранному (английскому, немецкому, французскому, испанскому) языку, математике,
информатике, истории, обществознанию, географии, физике, химии, биологии).
2.4. В Содержательный раздел Основной образовательной программы основного общего
образования внести следующие изменения:
- В рабочей программе по учебному предмету «Русский язык»: Учитывать общее
количество часов, рекомендованных на изучение учебного предмета в зависимости от
варианта федерального учебного плана. Использовать при составлении рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» поурочное планирование.
- В рабочей программе по учебному предмету «Литература» использовать при
составлении рабочей программы по учебному предмету «Литература» поурочное
планирование.
- В рабочих программах по учебным предметам углубленного уровня «Математика»,
«Физика», «Химия», «Обществознание», «Информатика», «Биология», «Иностранный язык»
использовать возможность корректировки общего числа часов, рекомендованных для
изучения учебного курса, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций
к углубленному изучению учебных предметов в рамках соблюдения гигиенических
нормативов к недельной образовательной нагрузке»
- В рабочей программе по учебному предмету «История» внести изменения в части
содержания рабочей программы по учебному предмету «История». Общее число часов,
рекомендованных для изучения истории, – 476, в 5-9 классах по 2 часа в неделю при 34
учебных неделях, в 5 - 7 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях на изучение
курса "История нашего края". С 01.09.2025 в 5-7 классах число часов, рекомендованных для
изучения истории, составляет 3 часа в неделю: 5
класс – 68 часов (всеобщая история),
34 часа (история нашего края); 6 класс – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история
России), 17 часов (история нашего края);
7 класс – 28 часов (всеобщая история), 57
часов (история России), 17 часов (история нашего края);
В 8-9 классах без изменений.
Последовательность изучения тем в рамках программы по истории в пределах одного класса
может варьироваться.Изучение истории первой четверти XIX века перенесено из программы
9 класса в программу 8 класса. Использовать при составлении рабочей программы по
учебному предмету «История» поурочное планирование.
- В рабочей программе по учебному предмету «Обществознание» внести изменения в
части содержания рабочей программы по учебному предмету «Обществознание». В 6-7
классах обществознание не изучается. В
8-9
классах
без
изменений
(обществознание изучается). Использовать при составлении рабочей программы по
учебному предмету «Обществознание» поурочное планирование.
- В рабочей программе по учебному предмету «География» внести изменения в части
содержания рабочей программы по учебному предмету «География». Использовать при
составлении рабочей программы по учебному предмету «География» поурочное
планирование.
- Предмет ОДНКНР С 1 сентября 2025 года предмет исключен для преподавания 5-6
классах.
- В рабочих программах по учебным предметам «Труд (технология)», «Основы
безопасности и защиты Родины» использовать при составлении рабочих программ
поурочное планирование.
- Рабочую программу по учебному предмету «Физическая культура» изложить в новой
редакции информацию по видам спорта «хоккей», «спортивная борьба», «флорбол»,
«бадминтон», «карате киокусинкай» заменить, исключить или считать утратившим силу
информацию из Приложения ФК.
- Рабочую программу воспитания Дополнить в модуль «Классное руководство»
следующее содержание: «организация и проведение родительских собраний по
профессиональной ориентации обучающихся, ознакомлению с системой воспитания и
дополнительного образования»; «проведение профессиональных проб».
2.5. В Организационный раздел п.3.1, 3.2, 3.3.1 ООП ООО МОУ СШ № 89: изложить в
новой редакции календарный учебный график на 2025/2026 учебный год (Приложение 2);
изложить в новой редакции учебный план основного общего образования на 2025/2026
учебный год (Приложение 3); изложить в новой редакции программно-методическое
обеспечение учебного плана основного общего образования на 2025/2026 учебный год
(Приложение 4);
План внеурочной деятельности основного общего образования на 2025/2026 учебный год
(Приложение 5) изложить в новой редакции. В плане внеурочной деятельности дополнить:
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки
обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в туристско-краеведческих
мероприятиях, в том числе проводимых в природной среде, поездках и другие). При этом
расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут
отличаться: на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации и
профориентации обучающихся, еженедельно от 1 до 2 часов;
3.
Еорцевой И.А., заместителю директора по УВР, внести изменения в основную
образовательную программу среднего общего образования МОУ СШ № 89, утвержденную
приказом № 462 от 31.08.2023 г. в срок до 1 сентября 2025 учебного года:
3.1. Раздел ООП СОО 1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной
образовательной программы дополнить в «принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут
нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет
использования здоровьесберегающих педагогических технологий;» следующее содержание
«принцип обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности обучающихся в
соответствии с требованиями, предусмотренными санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021г. №2 (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП
2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г.
№28 (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).»
3.2. В разделе ООП СОО 1.1.3. Общая характеристика основной образовательной
программы заменить «менее 2170» на «менее 2312» в тексте «ФОП СОО учитывает
возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем аудиторной работы
обучающихся за два учебных года не может составлять менее 2170 часов и более 2516 часов
в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке
при 5-дневной (или 6дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями».
3.3. По все разделам ООП СОО термин «толерантное отношение» заменить на
«уважительное отношение»; термин «гендерные особенности» заменит на «пол»; термин
«домашнее насилие и буллинг» заменить на «психологическое насилие, систематическое
унижение чести и достоинства, издевательства, преследование».
3.4. Раздел ООП СОО 1.3. Система оценки результатов освоения основной
образовательной программы дополнить следующим содержанием:
«Длительность
контрольной работы, являющейся формой письменной проверки результатов обучения с
целью оценки уровня достижения предметных и (или) метапредметных результатов,
составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый). Длительность
практической работы, являющейся формой организации учебного процесса, направленной на
выработку у обучающихся практических умений, включая лабораторные, интерактивные и
иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок (не более чем 45
минут). При этом объем учебного вр.емени, затрачиваемого на проведение оценочных
процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на
изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году». «В
федеральных и региональных процедурах оценки качества образования используется
перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования».
Дополнить кодификаторами распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и
элементов содержания по каждому учебному предмету; кодификаторами, используемыми
для проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету: «Для
проведения единого государственного экзамена по ... (далее - ЕГЭ по ...) используется
перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания».
Проверяемые на ЕГЭ по (русскому языку, литературе, иностранному (английскому,
немецкому, французскому, испанскому, китайскому) языку, математике, информатике,
истории, обществознанию, географии, физике, химии, биологии) требования к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования; Перечень
элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по (русскому языку, литературе, иностранному
(английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому) языку, математике,
информатике, истории, обществознанию, географии, физике, химии, биологии).
- При составлении рабочих программ по «Русскому языку» и «Литературе»
использовать «Русский язык» поурочное планирование, «Литература» поурочное
планирование.
- Рабочая программа по учебному предмету «История» (вступает в силу с 01 сентября
2025 года). Использовать при составлении рабочей программы по учебному предмету
«История» поурочное планирование
- Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (вступает в силу с 01
сентября 2025 года). Внести изменения в ООП ООО образовательной организации в части
содержания рабочей программы по учебному предмету «Обществознание»6 общее число
часов, рекомендованных для изучения обществознания 272 часа - часов: в 10 классе - 136
часов (4 часа в неделю), в 11 классе - 136 часов (4 часа в неделю). Возможна корректировка
общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального
подхода образовательных организаций к углубленному изучению обществознания, в рамках
соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.
Использовать при составлении рабочей программы по учебному предмету
«Обществознание» поурочное планирование
- В рабочих программах по учебным предметам «География (базовый уровень)
«Основы безопасности и защиты Родины», «Физическая культура» использовать при
составлении рабочих программ поурочное планирование. Рабочую программу «Физическая
культура» изложить в новой редакции информацию по видам спорта «самбо», «гандбол»,
«хоккей», «городошный спорт», «компьютерный спорт».
- Рабочую программу воспитания дополнить в модуле «Классное руководство»
следующим содержанием:
«организация и проведение родительских собраний по
профессиональной ориентации обучающихся, ознакомлению с системой воспитания и
дополнительного образования»; подпункт 130.3.2.14 дополнить в модуль «Профориентация»
следующее содержание: «проведение профессиональных проб»
3.5. в Организационный раздел п.3.1, 3.2, 3.3.1 ООП СОО МОУ СШ № 89: изложить в
новой редакции календарный учебный график на 2025/2026 учебный год (Приложение 2);
изложить в новой редакции учебный план среднего общего образования на 2025/2026
учебный год (Приложение 3); изложить в новой редакции программно-методическое
обеспечение учебного плана среднего общего образования на 2025/2026 учебный год
(Приложение 4);
3.6. План внеурочной деятельности среднего общего образования на 2024/2025 учебный
год изложить в новой редакции (Приложение 5). Дополнить в
«План
внеурочной
деятельности» «Один час в неделю для обучающихся 10 - 11 классов рекомендуется
отводить на внеурочное занятие "Россия - мои горизонты". Внеурочные занятия "Россия мои горизонты" направлены на формирование готовности обучающихся к
профессиональному самоопределению, приобретение навыков и умений карьерной
грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретение и осмысления профориентационно значимого опыта.
Основной формат внеурочных занятий "Россия - мои горизонты" - профориентационное
занятие. Основные темы занятий связаны с востребованными профессиями реального
сектора экономики, а также с выдающимися достижениями России в отраслях
промышленности, цифровых технологиях, инженерном деле, государственном управлении и
общественной безопасности, медицине и здравоохранении, агросфере, социальном развитии,
туризме, креативных индустриях и других отраслях экономики» - подпункт 133.9 изложен в
новой редакции: «На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно
расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на
обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа, на профориентацию
обучающихся еженедельно до 1 часа. Формы реализации внеурочной деятельности
образовательная организация определяет самостоятельно».
4.
Егорцевой И.А., Бородиной Е.А., заместителям директора по УВР, предоставить
Изменения в ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО для размещения на официальном сайте МОУ
СШ № 89 разделе «Сведения об образовательной организации», подразделе «Образование»,
в срок до 01.09.2025 г.
5.
Лытаеву А.А., ответственному за работу сайта, разместить изменения в ООП НОО,
ООП ООО, ООП СОО для размещения на официальном сайте МОУ СШ № 89 в разделе
«Сведения об образовательной организации», подразделе «Образование», в срок до
01.09.2025 г.
6.
Егорцевой И.А., заместителю директора по УВР, ознакомить с настоящим приказом
педагогических работников под подпись.
7.
Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор МОУ СШ № 89
Лытаева Л.В.
Директор
МОУ СШ №
89 Лытаева
Л.В.
Подписано цифровой
подписью: Директор
МОУ СШ № 89 Лытаева
Л.В.
DN: cn=Директор МОУ
СШ № 89 Лытаева Л.В.,
email=school89@volga
dmin.ru, c=RU