Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5
тел. 8 (8442) 54-57-43; электронная почта school89@volgadmin.ru;
официальный сайт http://89.volgogradschool.ru/
Директор
МОУ СШ №
89 Лытаева
Л.В.
Учебный план
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
Учащихся 5 б, 8 в классов
для обучающихся с ЗПР
(Вариант 7)
на 2025-2026 учебный год
Подписано цифровой
подписью: Директор МОУ
СШ № 89 Лытаева Л.В.
DN: cn=Директор МОУ
СШ № 89 Лытаева Л.В.,
email=school89@volgadm
in.ru, c=RU
Пояснительная записка к учебному плану
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
на 2025-2026 учебный год
1.Общие положения
1.1. Учебный план МОУ СШ № 89 разработан в соответствии со следующими
документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральной адаптированной основной образовательной программой основного общего
образования
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
утвержденными
общеобразовательной программой обучающихся Министерства просвещения Российской
Федерации (Минпросвещения России) от 24.11.2022 N 1025 г. (с изменениями на
17.07.2024 года, редакция, действующая с 01.09.2025 г);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения
России) от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных
образовательных программ»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с ЗПР
(вариант 7);
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления молодежи», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ОВЗ», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 (далее - СанПиН 2.4.2.328615);
Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию в образовательном
процессе в 2025/2026 учебном году утвержден Приказом Минпросвещения России от
21.09.2022 N 858 (ред. от 21.07.2023) "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления
предельного
срока
использования
исключенных
учебников"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799);
Уставом МОУ СШ № 89;
Годовым календарным учебным графиком МОУ СШ № 89 на 2025-2026 учебный год.
1.2.Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные
предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном
этапеобучения.
1.3. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей
по
выбору
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся
с
ЗПР
на
уровне
основного
общего
образования.
1.4. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционноразвивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии
или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том
числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся
с ЗПР.
1.5. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
1.6. Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана для
обучающихся с ЗПР (вариант 7) для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на русском языке.
Учебный план федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7).
(для 5-дневной учебной недели)
Предметные
области
Учебные предметы
(учебные курсы)
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Количество часов в неделю
V
VI
VII
Обязательная часть
5
6
4
3
3
2
3
3
3
5
5
3
2
1
Всего
VIII
IX
3
2
3
3
2
1
3
3
3
3
2
1
21
13
15
10
9
6
3
3
3
1
3
1
3
1
2
3
14
Обществознание
География
Физика
1
-
1
-
2
2
2
2
1
2
3
1
8
7
Химия
Биология
1
1
1
2
2
2
2
4
7
Искусство
Технология
Основы
безопасности и
защиты Родины
Физическая
культура
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Основы
безопасности и
защиты Родины
Адаптивная
физическая
культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в
соответствии с санитарными правилами
Внеурочная деятельность:
Коррекционный курс "Коррекционноразвивающие занятия:
психокоррекционные (психологические и
дефектологические)"
Коррекционный курс "Логопедические
занятия"
Другие направления внеурочной
деятельности
Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
-
-
4
3
2
-
2
-
2
-
1
1
1
1
8
2
2
2
2
2
2
10
27
2
28
2
30
2
31
2
32
1
148
9
29
30
32
33
33
157
10
3
10
3
10
3
10
3
10
3
50
15
2
2
2
2
2
10
5
5
5
5
5
25
39
40
42
43
43
207
1.7. В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на
одного обучающегося.
1.8. При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике, а также
по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление
классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
1.9. В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная
физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час может быть реализован
образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет
посещения обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое
развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная
организация по согласованию с родителями (их законными представителями)
обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом «Физическая культура» и
«Адаптивная физическая культура».
1.10. При реализации АОП ООО для обучающихся с ЗПР должны быть созданы
специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания
образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных
потребностей и особенностей здоровья.
1.11. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
При составлении календарного учебного графика образовательная организация может
использовать организацию учебного года по триместрам.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение
внеурочной деятельности.
1.12. Продолжительность учебного года при получении основного общего образования
составляет 34 недели. Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября.
Учебный год в образовательной организации заканчивается 20 мая. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий
рабочий день. Для 9 классов окончание учебного года определяется ежегодно в
соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
1.13. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней,
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 45 минут. Продолжительность
перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3
урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков
устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Продолжительность перемены между
урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 20-30 минут.
1.14. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся с ЗПР и шкалы трудности учебных предметов,
определенной гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5 и 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7-9 классов - не
более 7 уроков. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19
часов.
1.15. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо
организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
1.16. Календарный учебный график образовательной организации составляется с учетом
мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных
традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет
чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным
периодам учебного года.
1.17. Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как
на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный
индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже
указанных задач:
-усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или
индивидуально ориентированные трудности (за счѐт часов части учебного плана,
определяемой участниками образовательных отношений);
-проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при
необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
"Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы" за счет часов внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
-организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания
для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально
ориентированных трудностей в обучении;
-реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей, выбранного обучающимся профиля в обучении.