Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

2.Учебный план 2025-2026 и Пояснительная записка к АООП ООО с интеллектуальными нарушениями вариант 1

Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5
тел. 8 (8442) 54-57-43; электронная почта school89@volgadmin.ru;
официальный сайт http://89.volgogradschool.ru/

цифровой
Директор Подписано
подписью: Директор
СШ № 89 Лытаева
МОУ СШ № МОУ
Л.В.
cn=Директор МОУ
89 Лытаева DN:
СШ № 89 Лытаева Л.В.,
email=school89@volga
Л.В.
dmin.ru, c=RU

Учебный план
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
Учащегося 5 а класса
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1)
на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
на 2025-2026 учебный год
1.Общие положения
1.1. Учебный план МОУ СШ № 89 разработан в соответствии со следующими
документами:
 Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
 Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 N 1599 (далее ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);
 Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант1;
 Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления молодежи», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
 СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ОВЗ», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 (далее - СанПиН 2.4.2.328615);
 Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию в образовательном
процессе в 2025/2026 учебном году утвержден Приказом Минпросвещения России от
21.09.2022 N 858 (ред. от 21.07.2023) "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления
предельного
срока
использования
исключенных
учебников"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799);
 Уставом МОУ СШ № 89;
 Годовым календарным учебным графиком МОУ СШ № 89 на 2025-2026 учебный год.
1.2. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
1.3. Учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV классы;
Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений,
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
2 этап - V - IX классы.
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и
умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

2. Структура учебного плана
2.1.На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая
область.
2.2.Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного
плана различается для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических
групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
2.3.Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих
овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовнонравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным
и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных
правил поведения в экстремальных ситуациях.
2.4.Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
2.5.Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
2.6.Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
2.7.Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.

Образовательная организация предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых 6 часов включают обязательные занятия коррекционной
направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических
потребностей.
2.7. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования).
3. Особенности организации учебного процесса.
3.1.Срок обучения по АООП составляет 9 лет.
3.2.Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения –5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
3.3.В 2025-2026 учебном году установлен модульный режим обучения (аттестация по
триместрам). Установлены каникулы по окончании каждого модуля.
3.4. Продолжительность уроков:
2 - 9 классы – до 40 минут. Индивидуально-групповые коррекционные занятия проводятся
в первой и второй половине дня продолжительностью 15 –25 минут.
4. Система оценки достижений и планируемые результаты освоения обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.1. Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися
АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных
и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
4.2. Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11)воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12)развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
4.3.Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной
области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты освоения АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью
разных нозологических групп могут дифференцироваться в зависимости от особенностей
сенсорной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В
том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося
на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
4.4.Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного
процесса включают:
1.Необходимую нормативную правовую базу образования учащихся с интеллектуальными
нарушениями.
2. Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательных
отношений.
3. Получение доступа к информационным ресурсам.
Образование учащихся с интеллектуальными нарушениями предполагает ту или иную
форму и долю обязательной социальной интеграции учащихся, что требует обязательного
регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального
образования. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией
между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые
ресурсы и технологии.

Учебный план АООП УО (вариант 1) обучающегося V класса
Предметные области
Обязательная часть
Язык и речевая практика

Математика
Естествознание
Человек и общество

Искусство
Физическая культура
Технология

Учебные предметы (учебные
курсы)

Количество часов в неделю
5 класс

Русский язык
Чтение
(Литературное чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
Основы социальной жизни
География
Мир истории
История Отечества
Музыка
Рисование
(Изобразительное искусство)
Адаптивная физическая
культура
Труд (технология)

4
4

Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
Русский язык
Математика
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-ти дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность
(включая коррекционно-развивающую область):
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
Коррекционные занятия с логопедом
Коррекционные занятия с педагогом - психологом
Ритмика
Другие направления внеурочной деятельности
Всего часов:

4
2
2
1
2
2
6
27
2
1
1
29
10
6
3
2
1
4
39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».