Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа курса внеурочной деятельности Тропинка в профессию 1-4 кл.

Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5
тел. 8 (8442) 54-57-43; электронная почта school89@volgadmin.ru;
официальный сайт http://89.volgogradschool.ru/
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО учителей
начальных классов

Заместитель директора по
УВР

Директор МОУ СШ № 89

Лытаева Л.В.
Ягубова Н.Н.
Бородина Е.A. Приказ № 40 от «01» сентября
Протокол № 1 от «29»
2025 г.
Протокол № 1 от «29»
августа 2025 г.
августа 2025 г.
Подписано цифровой

подписью: Директор МОУ
Директор
СШ № 89 Лытаева Л.В.
МОУ СШ № 89 DN: cn=Директор МОУ СШ
№ 89 Лытаева Л.В.,
Лытаева Л.В. email=school89@volgadmi
n.ru, c=RU

«ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»
Программа курса внеурочной деятельности детей 7-11 лет
Срок реализации – 4 года

Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Программа курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» разработана в
соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всѐм пространстве школьного образования: не только
на уроке, но и за его пределами.
Основная цель программы: создание образовательной среды, насыщенной
возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к
разным видам сферы деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о
профессии среди младших школьников.
Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и определение
предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с
потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая
готовность к самоопределению.
Программа определяет ряд задач:
 знакомство с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
 выявление наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем
профессии;
 формирование уважительного отношения к людям разных профессий и
результатам их труда;
 развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребѐнка;
 формирование нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности,
справедливости и т.д.;
 формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа внеурочной деятельности разработана с учѐтом программы воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие учащегося. Это проявляется:
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своѐ отражение и конкретизацию в программе
воспитания;
 в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках модуля «Профориентация» программы
воспитания;

 в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечѐнность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на еѐ основе детско-взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчѐркивается программой воспитания.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью
школьников в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей

профессиональной деятельности. А это влечѐт за собой необходимость в
педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников, в
развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой деятельности, в
формировании готовности школьников к выбору профессионального пути и к
обучению в течение всей жизни.
Программа «Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях
формирования социальной сферы интересов личности ребѐнка познакомить младших
школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику
профориентационной подготовки.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами
человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности
обучающихся. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий
соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она
направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ»,
«человек - природа».
Занятия проводятся в активной форме. Важна смена различных видов деятельности
на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных
мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.
Программа «Тропинка в профессию» представлена:
Модуль I - «Играем в профессии» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Модуль III - «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление
к коллективному общественно-полезному труду.
Модуль IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли в жизни
человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
Основные направления рабочей программы «Тропинка в профессию»:
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия
по конструированию, знакомство с домашними ремѐслами, экскурсии на производство,
встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2-3-й классы) – формирование ценностного отношения
к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине»,
«Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного
общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Режим реализации программы: программа предполагает проведение еженедельных
внеурочных занятий (1 час в неделю в понедельник, 1 класс всего 33 часа, 2 класс всего 34
часа, 3 класс всего 34 часа, 4 класс всего 34 часа). На уровень начального общего
образования приходится 135 часов.
Планируемые результаты освоения программы
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками
личностных результатов:

В сфере гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы
«Профориентация»;
 готовность к разнообразной совместной деятельности;
 выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе
взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
технологиям, и трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий
поступков.
В сфере эстетического воспитания:
 осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в
том числе навыков безопасного поведения;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления
с профессиями сферы «человек-природа»;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность;



осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной
сфере;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе
изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели
индивидуального и коллективного благополучия.
метапредметных результатов:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения
(опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать
достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа еѐ проверки; соблюдать с помощью
взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете; анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую,
видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования
разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие
публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты)
к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
предметные результаты освоения программы:
будет знать основные сферы профессиональной деятельности человека; основные
понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и
учреждения; основные приемы выполнения учебных проектов;
научится оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии и
обосновывать ее значение в жизни общества; переносить теоретические сведения о сферах
человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Формы организации и виды внеурочной деятельности
Ведущей формой организации занятий является коллективная. Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Теоретическую
часть педагог планирует с учѐтом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей учащихся.
Занятия по программе проводятся в формах:
- дискуссии;
- конференции;
- коллективно-творческие дела;
- проекты;
- игры;
- беседы;
- выставки;
- элементы тренинга;
- викторины с элементами творчества;
- экскурсии;
- конкурсы;
- самостоятельного поиска знаний.
Виды внеурочной деятельности: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Формой подведения промежуточной аттестации реализации программы внеурочной
деятельности является зачет. Зачет может быть проведен в виде тестовой работы, проекта.
Содержание программы
Модуль I «Играем в профессии»
(33 часа)
Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в
составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто
потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово»
(расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея). Игра «Отгадай
пословицы» (Без охоты… (нет рыбака), без дела жить -… (только небо коптить).
Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство
отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Кому что нужно (2 ч.). Дидактическая игра.

Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы
соответствующих профессий. Например, строитель-мастерок, врач-градусник, поваркастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу (2 ч.). Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой
картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач,
пожарник, продавец).
Идѐм на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы
люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо
выбрать картинку, подходящую для работы.
Мы строители (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур,
конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счѐтными палочками. Строим
модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем.
Какую пользу приносят наши знания.
Магазин (2 ч.). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2 ч.). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают
магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ стихотворений.
Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец,
товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как
называется профессия людей, работающих в магазине.
Аптека (2 ч.). Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур здания аптеки.
Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счѐтными палочками. Строим модель грузовика
из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу
приносят наши знания.
Больница (2 ч.). Ролевая игра
Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка. Просмотр
м/ф. Игра со счѐтными палочками. Строим модель скорой помощи. Итог. Что нужно
знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши знания.
Какие бывают профессии (2 ч.). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в
стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…» (например, «Без
труда… (не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях.
Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2 ч.). Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия. Обсуждение прочитанного.
Ответы на вопросы.
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч.). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С. Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение
поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях. Словарная работа.
В. Маяковский «Кем быть?» (2 ч.) Чтение текста.
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок,
инженер, доктор, конструктор, шофер.
К. Чуковский «Доктор Айболит» (2 ч.)
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (2 ч.). Практическое занятие.

Профессия «Повар» (2 ч.). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы.
Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.
Поварята. (2 ч). Конкурс-игра.
Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
Мастерская удивительных профессий (2 ч.). Дидактическая игра.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4
картонных круга - тех же цветов).
Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место работы.
Определить профессии, результат труда человека.
Разные дома (2 ч.). Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько
групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со
строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора.
Итог, награждение.
Дачный домик (2 ч.). Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из
цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.
Моя профессия (2 ч.). Игра-викторина.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок»
(определить на ощупь инструменты). Итог.
Профессия «врач» (3 ч.). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит» (2 ч.). Игра
Кто нас лечит (2 ч.). Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для
чего нужны лекарства. Итог.
Добрый доктор Айболит (2 ч.).
Парикмахерская (3 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором
«Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
Все работы хороши – выбирай на вкус! (2 ч.). Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра:
«Быстро назови». Например, лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы».
Итог: мультимедиа - люди разных профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.
Профессия «строитель» (2 ч.). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с
изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например,
штукатур-мастерок, машина-шофер.
Строительный поединок (2 ч.). Игра-соревнование.
Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из
спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.
Путешествие в кондитерский цех (3 ч.). Экскурсия.

Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Кто
работает в кондитерской? Мастер-классы.
Где работать мне тогда? Чем мне заниматься? (1 ч.).
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко
«Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия,
специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер,
штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С.
Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.
Модуль III «У меня растут года…»
(34 часа)
Что такое профессия (2 ч.). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами
(например, «Труд кормит человека, а лень портит...»). Закончить пословицу: «Кто не
работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые
используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. Угадать
профессию по пословице (например, «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2 ч.). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием
«инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник,
кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы).
Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии.
Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (2 ч.). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет
профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет,
если.». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи
перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2 ч.). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем
занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна
лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки».
Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьѐт гвоздь».
Мир профессий (2 ч.). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях.
Загадки о профессиях. Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по
выбору профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях. Игра
«Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например, п (пилот), в (врач). Итог
награждение лучших игроков.
Угадай профессию (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например, хлебхлебороб, одежда-портной. Чѐрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс
художников. Подведение итогов.
Какие бывают профессии (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях.
Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр,
плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс

архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и
т.д. Итог.
Куда уходят поезда (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина
об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах
транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня
узнали.
Моя профессия (2 ч). КВН.
Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать
инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики
тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд.
Наши друзья - книги (2 ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста,
бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые
создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Откуда сахар пришел (2 ч.). Беседа.
Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают сахар.
Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист,
шофер, химик, сахарный завод). Игра «От А до Я» (назвать профессии на все буквы
алфавита).
Турнир профессионалов (2 ч.). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию,
например, А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название
фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс
пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.
Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение
стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?») Художественная
(просмотр мультимедиа о людях разных профессий). Игра. Дискуссия «Объясните
пословицу: «Всякая вещь трудом создана».
Стройка (2 ч.). Экскурсия.
Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительным объектом. Виды
строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами:
бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.
Операция «Трудовой десант» (1 ч.). Практикум.
Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами.
Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке
территории. Подведение итогов. Поощрение.
Уход за цветами (2 ч.). Практика.
Кулинарный поединок (2 ч.). Шоу-программа.
Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара».
Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А
знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть
фартук, кто быстрее нарежет овощи и т.д.). Итоги конкурса, награждения команд.
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
Любимое дело мое - счастье в будущем (2 ч.). Классный час, презентация.

Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения
С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело.
Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты.
Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2 ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофѐра. Загадки о профессии шофѐр. Игра «Кто
самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра драматизация «Улица».
Все работы хороши (2 ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс
строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой
инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры.
Награждение участников.
О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать».
Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря (2 ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка».
Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2 ч.). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие
команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс:
«Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс:
«Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса).
Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент,
фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст).
Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники»
(выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием
газеты.
Как проходят вести (2 ч.). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости
в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон,
сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч
«далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские (2 ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с
инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах.
Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об
инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров (2 ч.). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер
(человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек - художественный образ,
человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название
улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные
жители - Самоделкин, Железный Дровосек.
Строительные специальности (2 ч.). Практикум.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего
начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику
стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить
здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при
строительстве здания?
Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (2 ч.). Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с
сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская
слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с
подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого (2 ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются».
Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
Человек трудом прекрасен (2 ч.). Игра-соревнование.
Умеешь сам - научи другого (2 ч.). Практикум.
Чей участок лучше? (2 ч.). Практикум.
Кулинарный поединок (2 ч.). Практикум.
Тематическое планирование 1 класс
Модуль I «Играем в профессии»
№
п/п

Тема

Колич
ество
часов

Формы проведения

Знакомство
со
стихотворениями
о
профессиях. Работа с
карточками. Участие в
конкурсе маляров, игре
«Кто
потерял
свой
инструмент», конкурсе
«Найди лишнее», игре
«Таинственное слово»,
игре
«Отгадай
пословицы», викторине
«Угадай профессию»
Участие
в
беседе,
дидактической
игре,
определение
правил
игры, подбор картинок и
предметов
соответствующих
профессий
Участие
в
беседе,
дидактической
игре,
определение
правил
игры, подбор к каждой
картинке
одежду
и
название
соответствующей

1-2

Все работы
хороши

2

3-4

Кому, что нужно

2

5-6

Оденем куклу на
работу, едем на
работу

2

ЭОР

Дата
проведения
план

https://pro
ektoria.onl
ine/

https://ne
w.atlas100
.ru/

https://pro
ektoria.onl
ine/

факт

7-8

Мы строители

2

9-10

Магазин

2

11-12 Мы идем в
магазин

2

13-14 Аптека

2

15-16 Больница

2

17-18 Какие бывают
профессии

2

19-20 С. Михалков
«Дядя Степа»

2

21-23 Дядя Степамилиционер

3

профессии. Участие в
дидактической
игре
«Идѐм на работу»
Игра. Построение дома,
башни
из
геометрических фигур,
конструктора. Просмотр
м/ф. Игра со счѐтными
палочками.
Строим
модель грузовика из
спичечных коробков
Участие
в
беседе,
ролевой
игре,
определение
правил
игры
Беседа
с
игровыми
элементами.
Анализ стихотворений.
Игра «Вставьте буквы, и
вы узнаете, кто работает
в магазине»
Участие
в
беседе,
ролевой игре.
Построение
из
геометрических
фигур
здания аптеки. Просмотр
м/ф. Игра со счѐтными
палочками.
Строим
модель грузовика из
спичечных коробков.
Участие
в
беседе,
ролевой игре «Доктор».
Просмотр м/ф. Игра со
счѐтными
палочками.
Строим модель скорой
помощи
Игровой час.
Участие
в
подборе
рифмовок
в
стихотворении, рассказе
о мире профессий, игре:
«Закончи пословицу…»
Загадки о профессиях.
Кроссворд о профессия.
Знакомство с текстом.
Участие
в
беседе,
словарной
работе:
милиционер, профессия
Просмотр
м/ф
по
произведению
С.
Михалков «Дядя Степамилиционер». Участие в
беседе,
словарной
работе.

https://ne
w.atlas100
.ru/

https://ne
w.atlas100
.ru/
https://pro
ektoria.onl
ine/

https://ne
w.atlas100
.ru/

https://ne
w.atlas100
.ru/

https://mo
eobrazova
nie.ru/

https://pro
ektoria.onl
ine/
https://pro
ektoria.onl
ine/

24-25 В. Маяковский
«Кем быть?»

2

26-27 К. Чуковский
«Доктор
Айболит»
28-29 Уход за цветами

2

30-31 Профессия повар

2

32-33 Поварята

2

2

Чтение
по
ролям.
Участие
в
беседе,
словарной работе
Участие
в
игредемонстрации,
викторине
Участие в практическом
занятии

https://pro
ektoria.onl
ine/
https://pro
ektoria.onl
ine/
https://pro
ektoria.onl
ine/
Экскурсия.
https://ne
Видеоурок «Презентация w.atlas100
профессий». Знакомство .ru/
со столовой школы.
Знакомство
с
профессией
повар.
Встреча
с
людьми,
работниками в школьной
столовой. Участие в
викторине
Участие в конкурсе-игре https://mo
eobrazova
nie.ru/

Тематическое планирование 2 класс
Модуль II «Путешествие в мир профессий»
№
п/п

Колич
ество
часов

Формы проведения

2

3-4

Мастерская
удивительных
профессий. Все
работы хороши
Разные дома

5-6

Дачный домик

2

Участие
в
беседе,
дидактической
игре,
определение
правил
игры
Участие
в
игресоревновании
со
строительными
игровыми материалами.
Конструирование
из
настольного
конструктора
Практическое занятие,
выполнение аппликации

7-8

Моя профессия

2

9-11

Профессия «врач»

3

1-2

Тема

2

ЭОР

Дата
проведения
план

https://ne
w.atlas100
.ru/
https://pro
ektoria.onl
ine/

https://pro
ektoria.onl
ine/
Участие
в
игре- https://mo
викторине,
eobrazova
дидактической
игре: nie.ru/
«Доскажи
словечко»,
подборе
отгадок
к
загадкам,
игре
«Волшебный мешок»
Участие в дидактической https://ne
игре, приглашение врача, w.atlas100

факт

работа с карточками
12-13 Больница

2

14-15 Доктор
«Айболит»

2

16-17 Кто нас лечит

2

18-19 «Добрый доктор
Айболит»

2

20-22 Парикмахерская

3

23-24 Все работы
хороши - выбирай
на вкус!

2

25-26 Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла»

2

27-28 Профессия
«строитель»

2

29-30 Строительный
поединок

2

31-33 Путешествие в
кондитерский цех

3

34

Где работать мне
тогда? Чем мне
заниматься?

1

.ru/

Участие в
ролевой игре

сюжетно- https://pro
ektoria.onl
ine/
Участие в сюжетно- https://pro
ролевой игре, просмотр ektoria.onl
мультфильма
ine/
Экскурсия
в https://mo
медицинский пункт
eobrazova
nie.ru/
Участие в сюжетно- https://pro
ролевой игре, просмотр ektoria.onl
мультфильма
ine/
Участие в сюжетно- https://ne
ролевой
игре, w.atlas100
разгадывание загадок
.ru/
Участие
в
беседе, https://mo
сюжетно-ролевой игре, eobrazova
конкурсе «мастерицы», nie.ru/
мультимедиа
Работа
с
текстами, https://pro
инсценировка
ektoria.onl
ine/
Работа с карточками с https://ne
изображением
w.atlas100
предметов, орудий труда .ru/
Участие в дидактической
игре
Участие
в
игре- https://pro
соревновании
ektoria.onl
ine/
Экскурсия. Участие в https://mo
мастер-классах
eobrazova
nie.ru/
Участие в словарной https://mo
работе.
Инсценировка eobrazova
стихотворения
А. nie.ru/
Кравченко
«Честный
ответ», мультимедиа

Тематическое планирование 3 класс
Модуль III «У меня растут года…»
№
п/п

Тема

Колич
ество
часов

Формы проведения

Участие
в
игровых
программах (пословицы,
загадки, игры), создание
проекта
Участие в дидактических

1-2

Что такое
профессия

2

3-4

У кого мастерок,

2

ЭОР

Дата
проведения
план

https://ne
w.atlas100
.ru/
https://pro

факт

у кого молоток

5-6

Истоки
трудолюбия

2

7-8

Домашний
помощник

2

9-10

Мир профессии

2

играх,
беседе
с
элементами
игры,
конкурсе, разгадывание
кроссворда
Участие в игровом часе,
в игровых программах
(загадки,
игры,
конкурсы)
Участие в игре-конкурсе,
дидактической
игре,
конкурсе-эстафете,
работа с карточками
Участие в викторине,
ролевой игре, конкурсах

11-12 Угадай профессии

2

Участие в дидактической
игре, конкурсе

13-14 Какие бывают
профессии

2

15-16 Куда уходят
поезда

2

17-18 Моя профессия

2

Просмотр м/ф, участие в
беседе,
играх,
составление
рассказа,
составление пословиц
Просмотр мультимедиа,
участие в ролевой игре,
викторине, отгадывание
загадок
Участие в КВН, создание
проекта, в конкурсах

19-20 Наши друзьякниги

2

21-22 Откуда сахар
пришел

2

23-24 Турнир
профессионалов

2

25-27 Все профессии
нужны, все
профессии важны
28-29 Стройка

3

Операция
«Трудовой
десант»
31-32 Уход за цветами

1

30

2

2

ektoria.onl
ine/

https://pro
ektoria.onl
ine/
https://pro
ektoria.onl
ine/
https://ne
w.atlas100
.ru/
https://mo
eobrazova
nie.ru/
https://ne
w.atlas100
.ru/
https://pro
ektoria.onl
ine/

https://ne
w.atlas100
.ru/
Участие в беседе, играх, https://mo
составление загадок и eobrazova
пословиц
экскурсия nie.ru/
библиотеку
Просмотр
фильма, https://pro
участие в беседе, игре, ektoria.onl
отгадывание загадок
ine/
Участие в конкурсе-игре, https://mo
представление команд
eobrazova
nie.ru/
Составление
устного https://mo
журнала, участие в игре, eobrazova
дискуссии
nie.ru/
Участие в экскурсии, https://ne
конструировании,
w.atlas100
подготовка
рисунков, .ru/
сочинений о профессии,
словарная работа
Участие в практикуме, https://pro
создание двух трудовых ektoria.onl
бригад
ine/
Участие в практикуме
https://mo
eobrazova
nie.ru/

32-34 Кулинарный
поединок

2

Участие в конкурсе- https://pro
эстафете, игре, создание ektoria.onl
проекта
ine/

Тематическое планирование 4 класс
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
№
п/п

Тема

Колич
ество
часов

Формы проведения

Участие
в
психологической игре,
презентация,
инсценировка
стихотворения,
коллективно-творческое
дело
Участие в беседе –
тренинге,
игре,
разгадывание загадок
Участие в игре-конкурсе,
викторина, знакомство
со стихотворениями о
профессиях
Участие
в
беседетренинге,
игре,
разыгрывании ситуации
Участие в беседе с
элементами
игры,
разыгрывании ситуации
Участие
в
КВН,
конкурсах, приветствие
команд
Экскурсия в
типографию, участие в
сюжетно-ролевой игре,
коллективно-творческое
дело
Экскурсия на почту,
участие
в
беседе,
ролевой игре
Участие в беседе, игре –
состязании,
конкурсе,
отгадывание
загадок,
практическое задание
Участие
в
профориентации – игре,
создание проекта
Участие
в
беседе,
разгадывание
кроссворда, практикуме,
защита проекта

1-2

Любое дело - моѐ
счастье в
будущем

2

3-4

По дорогам идут
машины

2

5-6

Все работы
хороши

2

7-8

О профессии
продавца

2

9-10

О профессии
библиотекаря

2

11-12 Праздник в
городе Мастеров

2

13-14 Работники
издательства и
типографии

2

15-16 Как приходят
вести

2

17-18 Веселые
мастерские

2

19-20 Путешествие в
Город Мастеров

2

21-22 Строительные
специальности

2

ЭОР

Дата
проведения
план

https://pro
ektoria.onl
ine/

https://ne
w.atlas100
.ru/
https://ne
w.atlas100
.ru/
https://ne
w.atlas100
.ru/
https://ne
w.atlas100
.ru/
https://pro
ektoria.onl
ine/
https://ne
w.atlas100
.ru/

https://mo
eobrazova
nie.ru/
https://pro
ektoria.onl
ine/
https://mo
eobrazova
nie.ru/
https://ne
w.atlas100
.ru/

факт

23-24 Время на
раздумье не
теряй, с нами
вместе трудись и
играй
25-26 Знакомство с
промышленными
профессиями

2

27-28 Человек трудом
красен

2

29-30 Успеешь сам научи другого

2

31-32 Чей участок
лучше

2

33-34 Кулинарный
поединок

2

2

Участие
в
игровом
вечере, игре, конкурсе,
чтение стихотворений,
защита
проекта,
мастерская слова
Участие в конкурсепразднике,
чтение
стихотворений, защита
проекта
Участие
в
игресоревновании,
защита
проекта
Участие в практикуме,
конкурсе-игре

https://pro
ektoria.onl
ine/

https://ne
w.atlas100
.ru/

https://pro
ektoria.onl
ine/
https://mo
eobrazova
nie.ru/
Участие в практикуме, https://pro
конкурсе-игре
ektoria.onl
ine/
Участие в практикуме, https://pro
конкурсе-игре
ektoria.onl
ine/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».