Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учебный курс _Человек в обществе_10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ СШ № 89

Директор
МОУ СШ №
89 Лытаева
Л.В.

Подписано цифровой
подписью: Директор
МОУ СШ № 89 Лытаева
Л.В.
DN: cn=Директор МОУ
СШ № 89 Лытаева Л.В.,
email=school89@volga
dmin.ru, c=RU

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СШ № 89
________________Лытаева Л.В.
Приказ № 7
от «1» сентября 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Человек в обществе»
для обучающихся 10-11 классов

Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Человек в обществе» составлена на основании
образовательной программы психолого-педагогического класса ВГСПУ, разработанной
Буряковой Т.С., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и
психологии начального образования ВГСПУ, Земляковым Д.В., руководителем
лаборатории информационных технологий образования ВГСПУ, Карпушовой О.А.,
кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии профессиональной
деятельности ВГСПУ, Рудневой И.А., кандидатом педагогических наук, доцентом
кафедры социальной педагогики ВГСПУ,
Спиридоновой С.Б., кандидатом
психологических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии начального
образования ВГСПУ.
Учебный курс «Человек в обществе» для 10-11 классов (далее Программы) по
содержанию является психолого-педагогической; по функциональному предназначению –
предпрофессиональной; по форме организации – групповой; по времени реализации –
двухгодичной.
Программа разработана с учетом содержания и требований программ
профессиональной подготовки в учебных заведениях педагогического профиля, а также с
учетом требований к программам для общеобразовательных школ.
Новизна и актуальность. Отличительные особенности данной Программы от уже
существующих в этой области заключаются в том, что Программа предполагает сетевую
форму реализации с использованием инновационных методов информатизации
педагогического процесса.
Практические очные занятия по Программе связаны с усвоением теоретических
знаний, получаемых на онлайн-занятиях через возможность их практического
осмысления, анализ педагогических текстов, художественных произведений,
видеоматериалов, выполнение творческих заданий написание педагогических эссе,
создание презентаций, разработку авторских творческих проектов.
В структуру программы входят два содержательных блока: психологопедагогический (1-й год обучения), волонтерские проекты (2-й год обучения).
Актуальность Программы обусловлена тем, что в настоящее время возрастают
требования к образовательной и исследовательской активности учащихся. К числу
наиболее актуальных проблем относится также проблема выявления одаренных и
способных в различных областях знаний детей. Профильное обучение в подготовке
старшеклассников к педагогической профессии актуализирует поиск и своевременное
сопровождение учащихся, сделавших свой профессиональный выбор.
Программа рассчитана на обучающихся, осваивающих образовательную программу
основного общего, среднего общего или среднего профессионального образования.
Программа направлена на:
●
создание условий для развития личности и профессиональной ориентации
обучающихся;
●
развитие мотивации к познанию и творчеству в области психологии и
педагогики;
●
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающихся;
●
интеллектуальное и духовное развития личности обучающихся.
Педагогическая целесообразность. Предлагаемые в Программе проектные и
сетевые информационные средства наиболее действенны для детей 14-17 лет. Эти
средства расширяют возможности образовательного взаимодействия до рамок сообщества
«Ученик – учитель – преподаватель педагогического вуза». Таким образом, будет
достигнута цель интегрирования учащихся психолого-педагогического класса в

вузовскую среду.
Целью Программы является формирование у обучающихся базовых знаний и
умений в области педагогики и психологии, воспитание у них гуманитарной
направленности, реализация профессиональных педагогических проб.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1)
формирование профессиональной направленности личности;
2)
формирование интереса к педагогической профессии;
3)
формирование профессиональной готовности к решению задач
воспитательной деятельности в образовательном процессе школы;
4)
знакомство с педагогическими и психологическими знаниями;
5)
развитие творческих умений;
6)
формирование основ проектной деятельности;
7)
формирование
готовности
к
осуществлению
профессиональной
деятельности в открытом информационном пространстве.
Режим занятий.
Объем Программы: 1-й год – 34 ч.; 2-й год – 34 ч.
Формы занятий:
●
по количеству детей, участвующих в занятии, – коллективная, групповая;
●
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей –
семинар, лабораторная работа, мастерская, конкурс, дистанционное сетевое
взаимодействие, волонтерский проект;
●
по дидактической цели – вводное занятие, занятие по углублению знаний,
практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю
знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Слушатель будет знать:
●
основы педагогических знаний;
●
основы психологических знаний;
●
возможности применения педагогических знаний в современной жизни;
●
возможности и риски применения современных информационнокоммуникационных технологий при осуществлении профессиональной деятельности
учащихся;
●
основные принципы организации совместно-распределенной деятельности в
открытом информационном пространстве.
Слушатель будет уметь:
●
определять основные категории педагогики и психологии;
●
понимать значение педагогических знаний в развитии общества;
●
выстраивать эффективное педагогическое взаимодействие;
●
использовать педагогические знания в жизни;
●
пользоваться ресурсами телекоммуникационных сетей в целях
эффективного осуществления профессиональной деятельности;
Слушатель будет владеть:
●
приемами целеполагания;
●
средствами оценки эффективности собственной деятельности;
●
инструментами совместной работы в телекоммуникационных сетях.
Формы и методы контроля.
Текущий контроль осуществляется по каждому занятию Программы с
использованием следующих методов контроля:
●
экспертная оценка педагогами-кураторами ответов, дополнений, результатов
работы с кейсами, выполнения самодиагностики, творческих заданий обучающихся на
очных занятиях;

●
тестирование обучающихся с применением автоматизированной обработки
результатов;
●
взаимное оценивание обучающимися результатов выполнения заданий в
онлайн-занятии;
●
оценка результатов реализации волонтерских проектов.
Промежуточный контроль осуществляется по окончанию первого года обучения,
формируется по результатам текущего контроля и определяет возможность зачисления на
второй год обучения в соответствии со следующими критериями:
●
положительная экспертная оценка педагогами-кураторами деятельности
обучающихся в первый год обучения;
●
не менее 60% от максимально возможного количества баллов по
тестированию за первый год обучения;
●
выполнение всех заданий на взаимное оценивание в первый год обучения;
●
выполнение всех волонтерских проектов первого года.
Итоговый контроль осуществляется по окончанию второго года обучения
формируется по результатам текущего контроля за весь период обучения и определяет
оценку качества освоения Программы в соответствии со следующими критериями:
●
положительная экспертная оценка педагогами-кураторами деятельности
обучающихся за весь период обучения;
●
не менее 60% от максимально возможного количества баллов по
тестированию за весь период обучения;
●
выполнение всех заданий на взаимное оценивание за весь период обучения;
●
выполнение всех волонтерских проектов Программы.
Результаты контроля с использованием инструментов тестирования и взаимного
оценивания платформы Мирознай отображаются в личных кабинетах обучающихся в
разделе “Прогресс”.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Форма обучения – очная на базе образовательной организации с использованием
онлайн-занятий, размещенных на образовательной платформе ВГСПУ (dist.miroznai.ru).
Доступ к онлайн-занятиям осуществляется в свободном режиме, учебный материал
доступен в режиме 24/7. Программа реализуется с 01 сентября 2025 г. по 31 мая 2026 г.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Психолого-педагогический блок (1-й год обучения)
Вводное занятие (1 час):
Понятие «Человек и общество», история развития в России, цели и предназначение
курса. Структура программы курса: онлайн-неделя и очное занятие, основы
психологических и педагогических знаний, профессиональные пробы в форме
волонтерских проектов. Электронная волонтерская книжка, волонтерские часы, подача
заявок на реализацию волонтерских проектов на платформе Ассоциации волонтерских
центров (dobro.ru).
Самооценка человека (1 час):
Понятие самооценки. Механизмы ее формирования. Виды самооценки. Самооценка
и уровень притязаний личности. Самодиагностика самооценки по методике ДембоРубинштейн для подростков и юношей. Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих виды
самооценки. Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов
обучающихся по теме занятия.
Развитие самооценки (1 час):
Структура самооценки. Развитие самооценки. Способы формирования и развития
адекватной положительной самооценки. Самоуважение. Анализ видеоматериалов,
иллюстрирующих путь формирования и развития адекватной положительной самооценки.

Разработка приемов и рекомендаций развития самоуважения. Разбор вопросов
обучающихся по теме занятия.
Диагностика самооценки (1 час):
Самооценка и уровень притязаний личности. Самодиагностика уровня самооценки.
Сочетание уровня самооценки и уровня притязания - показатель благополучия личности.
Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по
теме занятия.
Темперамент (1 час):
Понятие «темперамент». Физиологическая основа темперамента. Типы
темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Психические свойства
темперамента: активность, моторика, эмоциональность. Самодиагностика типа
темперамента по методике Г. Айзенка. Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих
разные типы темперамента.
Характер (1 час):
Понятие «характер». Сходства и различия темперамента и характера. Механизм
формирования характера. Акцентуации характера. Анализ видеоматериалов,
иллюстрирующих разные типы акцентуации характера. Разработка рекомендаций по
обучению и воспитанию школьников с разными типами темперамента. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Кризисы развития человека (1 час):
Понятие кризисов развития. Знакомство с понятиями темпа, динамики и факторов
развития человека. Характеристика показателей развития в период ранних кризисов
развития человека: кризиса новорожденности, кризиса 1 года. Характеристика развития
ребенка в кризисе 3-х лет. Психологическое содержание кризиса 7 лет, положительный и
отрицательный смысл преобразований в личности ребенка в этот период. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих психологический смысл кризисов развития человека.
Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по
теме занятия.
Подростковый кризис (1 час):
Основные черты подросткового кризиса, его причины. Анализ видеоматериалов,
иллюстрирующих психологический смысл подросткового кризиса. Анализ поведения
подростка и конструктивного взаимодействия взрослых с ним в этот период. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Особенности развития личности подростка (1 час):
Социальная ситуация развития подростка. Ведущая деятельность и новообразования
подростка. Самосознание подростка. Общение со сверстниками и взрослыми.
Особенности умственного развития подростка. Анализ результатов самооценки знаний
обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Взаимоотношения в малой группе (1 час):
Малой группы и ее признаки. Групповая динамика. Нормативное влияние в группе:
конформизм,
негативизм,
нонконформизм,
внушаемость,
коллективистическое
самоопределение. Эксперимент Соломона Аша. Факторы, влияющие на конформное
поведение.
Групповое давление (1 час):
Анализ проявлений группового давления в школьном классе на примере поведения
героев х/ф Р. Быкова «Чучело». Анализ последствий группового давления на
эмоциональное благополучие школьников - героев фильма, развитие их личности. Анализ
поведения близких взрослых - педагогов, родителей школьников.
Деструктивные отношения в группе (1 час):

Школьная травля как деструктивное проявление группового давления. Причины
возникновения школьной травли. Помощь ребенку в ситуации школьной травли. Работа
педагога с деструктивными проявлениями группового давления в школьном классе.
Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по
теме занятия.
Разработка классного мероприятия (1 час):
Анализ программы воспитания образовательной организации, планирование
классного мероприятия. Разработка сценария классного мероприятия, планирование
структуры мотивационной речи для его участников, подбор теоретического материала,
иллюстраций, подготовка файла компьютерной презентации, разработка практических
заданий, заданий для самоконтроля и самооценки.
Апробация классного мероприятия (1 час):
Знакомство со сценариями, материалами практических заданий, заданий для
самоконтроля и самооценки, содержанием презентаций классных мероприятий других
обучающихся курса, их анализ и обсуждение, формулирование рекомендаций по
доработке.
Проведение классного мероприятия (1 час):
Методические рекомендации по организации взаимодействия школьников на
классном мероприятии. Анализ типичных ошибок. Проведение классного мероприятия в
выбранном классе.
Анализ классного мероприятия (1 час):
Анализ эффективности проведенного мероприятия, трудностей, возникших в ходе
его проведения, примеров удачного применения педагогических методов и приемов.
Выводы и рекомендации по доработке сценариев и по организации собственной
педагогической деятельности.
История педагогики (1 час):
Особенности организации образовательного процесса в различные исторические
эпохи. Воспитание в первобытном обществе. Воспитание, образование и зарождение
педагогической мысли в Древнем мире. Воспитание, образование и педагогическая мысль
в период Средневековья. Педагогика Западной Европы Нового времени и эпохи
Просвещения. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XIX в. Воспитание,
образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в. Разбор
вопросов обучающихся по теме занятия.
Современные зарубежные школы (1 час):
Характеристика современных зарубежных школ. Особенности организации
образовательного процесса, внеурочной деятельности в зарубежных школах. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих различие образовательных систем зарубежья. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Инновационные школы России (1 час):
Характеристика понятия «инновационная школа». Особенности организации
образовательного процесса в адаптивной школе Е.А. Ямбурга. Специфика обучения в
школе отца Петра (Василенко) в Свято-Алексеевской пустыни. Анализ видеоматериалов,
иллюстрирующих проблемы традиционной школы, идеи обучения и воспитания в
авторских школах. Составление структурной модели, отражающей характерные черты
авторских школ: Е.А. Ямбурга и отца Петра (Василенко) в Свято-Алексеевской пустыни.
Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по
теме занятия.
Педагогическое общение (1 час):
Понятие «педагогическое общение». Цель и задачи педагогического общения.
Средства педагогического общения (вербальные и невербальные). Стили педагогического
общения. Анализ видеоматериалов и кейсовых заданий, иллюстрирующих проявление

вербальных и невербальных средств и стилей педагогического общения. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Психология педагогической оценки (1 час):
Понятие «педагогическая оценка». Ее функции. Виды педагогических оценок.
Влияние педагогических оценок на развитие личности и учебной деятельности
школьников. Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих проявления различных видов
педагогических оценок.
Практика педагогического оценивания (1 час):
Анализ кейсов по педагогическому оцениванию: выявление типичных ошибок в
применении разных видов педагогической оценки, обсуждение конструктивных приемов
их использования. Разработка рекомендаций по эффективному применению разных видов
педагогических оценок. Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор
вопросов обучающихся по теме занятия.
Структура педагогической деятельности (1 час):
Структура педагогической деятельности: конструктивный, организаторский и
коммуникативный компоненты. Виды педагогических способностей: дидактические,
коммуникативные, организаторские. Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих
проявления различных педагогических способностей. Ведущие педагогические
способности:
педагогическая
наблюдательность,
педагогическое
воображение,
требовательность, педагогический такт, организаторские способности, речевые навыки и
их развитие.
Профессионально значимые качества педагога (1 час):
Основные профессионально значимые качества педагога: педагогическая
направленность, эмоционально-волевые и моральные качества. Профессионально
значимые качества личности, необходимые для педагогов, работающих в начальных,
средних и старших классах. Самодиагностика, направленная на выявление склонностей и
способностей к педагогической деятельности. Анализ результатов самооценки знаний
обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Конфликты в межличностных отношениях (1 час):
Понятие конфликта. Его функции и структура. Динамика конфликта. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих основные этапы развития конфликта: его начало,
фазу подъема, пик конфликта, фазу спада. Анализ типичных ошибок и конструктивных
способов поведения на каждом этапе конфликта.
Стратегии поведения в конфликтах (1 час):
Основные стратегии поведения в конфликтах: противоборство, уход, компромисс,
уступка, сотрудничество. Самодиагностика ведущей стратегии поведения в конфликтной
ситуации по методике Томаса-Килманна. Анализ профилей стратегий конфликтного
поведения: эффективность, «слабые» стороны. Навыки использования в конфликте
стратегий: противоборства, ухода, компромисса, уступки для достижения сотрудничества.
Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по
теме занятия.
Разрешение межличностных конфликтов (1 час):
Основные принципы и порядок разрешения конфликтов. Технологии эффективного
общения и рационального поведения в конфликте. Психология переговорного процесса.
Освоение алгоритма анализа конфликтной ситуации, алгоритма ведения переговоров.
Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по
теме занятия.
Волонтерские практики (1 час):
Понятие о волонтерских практиках. Мотивы участия молодежи в волонтерских
проектах. Типы волонтерских проектов. Этапы создания волонтерского проекта. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих опыт организации волонтерских практик детей и

взрослых. Разработка идеи и продвижение авторского волонтерского проекта. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Эффективный классный руководитель (1 час):
Понятия «лидерство» и «руководство». Стили классного руководства: директивная и
кооперативная
модели.
Формирование
авторитета
педагога-руководителя.
Психологические факторы, определяющие успешность педагогического руководства.
Техники и приемы организации деятельности школьников. Формирование навыков
постановки целей, мотивирующей речи, делегирования функций, осуществления
контроля. Освоение алгоритма предоставления обратной связи. Анализ результатов
самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Разработка школьного мероприятия (1 час):
Анализ программы воспитания образовательной организации, планирование
школьного мероприятия. Разработка сценария школьного мероприятия, планирование
структуры мотивационной речи для его участников, подбор теоретического материала,
иллюстраций, подготовка файла компьютерной презентации, разработка практических
заданий, заданий для самоконтроля и самооценки.
Апробация школьного мероприятия (1 час):
Знакомство со сценариями, материалами практических заданий, заданий для
самоконтроля и самооценки, содержанием презентаций школьных мероприятий других
обучающихся ППК, их анализ и обсуждение, формулирование рекомендаций по
доработке.
Проведение школьного мероприятия (1 час):
Методические рекомендации по организации взаимодействия школьников на
школьном мероприятии. Анализ типичных ошибок. Проведение школьного мероприятия.
Анализ школьного мероприятия (1 час):
Анализ эффективности проведенного мероприятия, трудностей, возникших в ходе
его проведения, примеров удачного применения педагогических методов и приемов.
Выводы и рекомендации по доработке сценариев и по организации собственной
педагогической деятельности.
Заключительное занятие (1 час):
Подведение итогов первого года обучения в психолого-педагогическом классе.
Рефлексия эффективности освоения психолого-педагогических знаний, полученного
опыта профпроб, навыков сетевого обучения.
Волонтерские проекты (2-й год обучения)
Планирование и подготовка волонтерских проектов (1 час):
Планирование волонтерских проектов второго года обучения, подача заявок на
реализацию волонтерских проектов на платформе Ассоциации волонтерских центров
(dobro.ru). Инициирование волонтерского проекта. Команда волонтерского проекта.
Создание команды: техники вовлечения, командообразование. Анализ результатов
самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Разработка и реализация волонтерских проектов (1 час):
Разработка волонтерского проекта. Реализация волонтерского проекта. Управление
волонтерским проектом. Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор
вопросов обучающихся по теме занятия.
Волонтерский проект в дистанционном формате (1 час):
Работа команды волонтерского проекта в дистанционном формате. Волонтерские
проекты в дистанционном формате. Анализ результатов самооценки знаний
обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Экологическое воспитание (1 час):
Понятие «экологическое воспитание». Экологическая культура и ее компоненты.
Мотивация овладения экологической культурой. Формирование экологической культуры.

Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих проявление экологической культуры.
Освоение алгоритма разработки экологического проекта. Анализ результатов самооценки
знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Описание экологического волонтерского проекта (1 час):
Подготовка структуры экологического волонтерского проекта: название проекта,
основная идея, замысел, цель и задачи, актуальность темы для детей выбранного возраста,
этапы реализации проекта, ожидаемый результат. Оформление описание проекта.
Знакомство с описанием экологических волонтерских проектов других обучающихся
ППК, их анализ и обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.
Презентационное мероприятие экологического волонтерского проекта (1 час):
Планирование презентационного мероприятия: последовательности изложения
материала, мотивирующих заданий и вопросов с учетом возраста детей, их интересов,
традиций образовательной организации, населенного пункта. Разработка компьютерной
презентации, направленной на структурирование беседы со школьниками. Знакомство с
презентационными материалами других обучающихся ППК, их анализ и обсуждение,
формулирование рекомендаций по доработке.
Формирование группы волонтеров экологического волонтерского проекта (1
час):
Проведение мероприятия по представлению экологического волонтерского проекта
детям выбранного класса. Формирование группы школьников – будущих участников
экологического волонтерского проекта. Методы, приемы и техники организации
знакомства и сплочения группы волонтеров. Согласование способов взаимодействия,
плана работы над проектом, сроков его реализации. Знакомство с опытом других
обучающихся ППК по формированию волонтерской группы, его анализ и обсуждение,
формулирование рекомендаций по организации взаимодействия школьников в группе.
Реализация экологического волонтерского проекта (4 часа):
Реализация
основных
этапов
экологического
волонтерского
проекта:
формулирование темы проекта, цели и задач, распределение ролей среди его участников,
работа с источниками, подбор материалов, непосредственная волонтерская деятельность.
Обсуждение экологических волонтерских проектов (1 час):
Публикация информации о экологическом волонтерском проекте. Очная встреча с
волонтерской группой: обсуждение детьми содержания проектов и качества его
презентации (чем полезен проект и для кого, хотели бы они принять в нем участие, какие
предложения можно внести по дальнейшему развитию проекта, понравилась ли
презентация проекта и почему); формулировка краткого комментария; обратная связь на
участие детей в проекте. Организация взаимного оценивания экологических волонтерских
проектов.
Подведение итогов экологического волонтерского проекта (1 час):
Анализ собственного опыта руководства деятельностью волонтерской группы при
реализации экологического проекта: оценка эффективности приобретенного опыта
педагогического общения и организации деятельности детей более младшего возраста,
использованных в процессе работы педагогических приемов. Анализ и обсуждение опыта
других обучающихся.
Нравственное воспитание (1 час):
Формирование нравственной мотивации – осознание ребенком мотива поступка
(своего поступка или поступка другого человека). Моральный выбор. Виды моральной
регуляции: односторонняя, взаимная, саморегуляция. Этапы развития моральной
регуляции: отрицательная оценка ребенка со стороны других; проявление у ребенка
критического отношения к себе; свободный нравственный выбор. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих виды и этапы развития моральной регуляции. Анализ
поведения ребенка в ситуации морального выбора. Анализ результатов самооценки
знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.

Описание социального волонтерского проекта (1 час):
Подготовка структуры социального волонтерского проекта: название проекта,
основная идея, замысел, цель и задачи, актуальность темы для детей выбранного возраста,
этапы реализации проекта, ожидаемый результат. Оформление описание проекта.
Знакомство с описанием социальных волонтерских проектов других обучающихся ППК,
их анализ и обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.
Презентационное мероприятие социального волонтерского проекта (1 час):
Планирование презентационного мероприятия: последовательности изложения
материала, мотивирующих заданий и вопросов с учетом возраста детей, их интересов,
традиций образовательной организации, населенного пункта. Разработка компьютерной
презентации, направленной на структурирование беседы со школьниками. Проведение
мероприятие по представлению социального волонтерского проекта детям выбранного
класса. Знакомство с презентационными материалами других обучающихся ППК, их
анализ и обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.
Формирование группы волонтеров социального волонтерского проекта (1 час):
Формирование группы школьников – будущих участников социального
волонтерского проекта. Согласование способов взаимодействия, плана работы над
проектом, сроков его реализации. Знакомство с опытом других обучающихся ППК по
формированию волонтерской группы, его анализ и обсуждение, формулирование
рекомендаций по организации взаимодействия школьников в группе.
Реализация социального волонтерского проекта (4 часа):
Реализация основных этапов социального волонтерского проекта: формулирование
темы проекта, цели и задач, распределение ролей среди его участников, работа с
источниками, подбор материалов, непосредственная волонтерская деятельность.
Обсуждение социальных волонтерских проектов (1 час):
Публикация информации о социальном волонтерском проекте. Очная встреча с
волонтерской группой: обсуждение детьми содержания проектов и качества его
презентации (чем полезен проект и для кого, хотели бы они принять в нем участие, какие
предложения можно внести по дальнейшему развитию проекта, понравилась ли
презентация проекта и почему); формулировка краткого комментария; обратная связь на
участие детей в проекте. Организация взаимного оценивания социальных волонтерских
проектов.
Подведение итогов социального волонтерского проекта (1 час):
Анализ собственного опыта руководства деятельностью волонтерской группы при
реализации социального проекта: оценка эффективности приобретенного опыта
педагогического общения и организации деятельности детей более младшего возраста,
использованных в процессе работы педагогических приемов. Анализ и обсуждение опыта
других обучающихся.
Патриотическое воспитание (1 час):
Патриотизм – духовная основа национальной безопасности. Патриотическое
содержание государственной и общественной символики. Значимость патриотизма в
жизни и творчестве выдающихся людей России. Семья как субъект патриотического
воспитания детей. Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих патриотическое
воспитание, его основные задачи, формирующие патриотическое сознание,
патриотические чувства и поведение. Анализ результатов самооценки знаний
обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Описание патриотического волонтерского проекта (1 час):
Подготовка структуры патриотического волонтерского проекта: название проекта,
основная идея, замысел, цель и задачи, актуальность темы для детей выбранного возраста,
этапы реализации проекта, ожидаемый результат. Оформление описание проекта.
Знакомство с описанием патриотических волонтерских проектов других обучающихся
ППК, их анализ и обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.

Презентационное мероприятие патриотического волонтерского проекта (1 час):
Планирование презентационного мероприятия: последовательности изложения
материала, мотивирующих заданий и вопросов с учетом возраста детей, их интересов,
традиций образовательной организации, населенного пункта. Разработка компьютерной
презентации, направленной на структурирование беседы со школьниками. Проведение
мероприятие по представлению патриотического волонтерского проекта детям
выбранного класса. Знакомство с презентационными материалами других обучающихся
курса, их анализ и обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.
Формирование группы волонтеров патриотического волонтерского проекта (1
час):
Формирование группы школьников – будущих участников патриотического
волонтерского проекта. Согласование способов взаимодействия, плана работы над
проектом, сроков его реализации. Знакомство с опытом других обучающихся ППК по
формированию волонтерской группы, его анализ и обсуждение, формулирование
рекомендаций по организации взаимодействия школьников в группе.
Реализация патриотического волонтерского проекта (4 часа):
Реализация
основных
этапов
патриотического
волонтерского
проекта:
формулирование темы проекта, цели и задач, распределение ролей среди его участников,
работа с источниками, подбор материалов, непосредственная волонтерская деятельность.
Обсуждение патриотических волонтерских проектов (1 час):
Публикация информации о патриотическом волонтерском проекте в разделе. Очная
встреча с волонтерской группой: обсуждение детьми содержания проектов и качество его
презентации (чем полезен проект и для кого, хотели бы они принять в нем участие, какие
предложения можно внести по дальнейшему развитию проекта, понравилась ли
презентация проекта и почему); формулировка краткого комментария; обратная связь на
участие детей в проекте. Организация взаимного оценивания патриотических
волонтерских проектов.
Подведение итогов патриотического волонтерского проекта (1 час):
Анализ собственного опыта руководства деятельностью волонтерской группы при
реализации патриотического проекта: оценка эффективности приобретенного опыта
педагогического общения и организации деятельности детей более младшего возраста,
использованных в процессе работы педагогических приемов. Анализ и обсуждение опыта
других обучающихся.
Заключительное занятие (1 час):
Подведение итогов обучения в психолого-педагогическом классе. Рефлексия
эффективности освоения психолого-педагогических знаний, полученного опыта
организации волонтерских проектов в качестве педагогов, готовности к получению
профессии учителя.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Человек в обществе»
Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения
обучающимися программ среднего общего образования: личностным, метапредметным и
предметным.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре личностных результатов выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, целенаправленное развитие
внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций
развития педагогики и психологии, способности ставить цели и строить жизненные
планы.
Личностные результаты освоения достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами

и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, уважения к закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации.
1)
гражданского
воспитания:
сформированность
гражданской
позиции
обучающегося как активного и ответственного
члена
российского
общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной
жизни и объяснять еѐ; умение учитывать в своих действиях необходимость
конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными
ценностями и социальным положением; готовность к сотрудничеству в процессе
совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач,
уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов
биологического содержания; готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности;
2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России; ценностное отношение к природному наследию и
памятникам природы, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде; способность оценивать вклад российских учѐных в становление и развитие
педагогики и психологии, понимания значения этих наук в жизни человека и
современного общества; идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
- ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
4) эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
- понимание эмоционального воздействия живой природы и еѐ ценности;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью; понимание ценности
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей; осознание последствий и неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения);
6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; готовность к
активной
деятельности технологической
и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной
деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать

собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни;
6) экологического воспитания: экологически
целесообразное
отношение к
природе как источнику жизни на Земле, основе еѐ существования; повышение уровня
экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; наличие
развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности
экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной,
коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической
деятельности экологической направленности;
7)
ценности
научного
познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира; понимание специфики
биологии как науки, осознания еѐ роли в формировании рационального научного
мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве
природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении
проблем сохранения природного равновесия; заинтересованность в получении знаний в
целях повышения общей культуры, функциональной грамотности обучающихся;
понимание сущности методов познания, способности использовать получаемые знания
для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нѐм изменений,
умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных
с целью получения достоверных выводов; способность самостоятельно использовать
знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях; осознание ценности
научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе; готовность и способность к непрерывному
образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний в соответствии с
жизненными потребностями.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы внеурочного курса «Человек и общество»
обучающиеся будут знать:
- специфику педагогической профессии,
- какие личностные качества профессионально значимы для педагога;
- основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
- ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии,
изучаемые в рамках данного курса;
- методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных
образовательных ситуаций;
- о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного
развития, успешного образовательного и социального взаимодействия. Будут уметь:
− проектировать стратегию собственного профессионального и личностного
развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;
− работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе
проектно-исследовательских;
− самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:

− организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде,
проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной
деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической
профессии.
Поскольку внеурочный курс «Человек и общество» изучается на уровне среднего
общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, обучение обеспечивает:
− удовлетворение индивидуальных запросов, обучающихся;
− развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной
и ценностно-смысловой сферы;
− развитие навыков самообразования и самопроектирования;
− углубление, расширение и систематизацию знаний в психологопедагогической
области;
− совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения внеурочного курса «Человек и общество» способствуют:
− развитию личности обучающихся средствами педагогики и
психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно
- смысловых установок;
− развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей,
готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
− обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
10 КЛАСС
№ Тема урока
Количество часов
Всего
Контро
льные
работы

1

2

Вводное
занятие

Самооценка
человека

Практи
ческие
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14

e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865
3

Диагностика
самооценки

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

4

Развитие
самооценки

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

5

Темперамент

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

6

Характер

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

7

Кризисы
развития

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co

человека

ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

8

Подростковы
й кризис

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

9

Особенности
развития
личности
подростка

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

1
0

Взаимоотнош
ения в малой
группе

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

1
1

Групповое
давление

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6

8eb4865
1
2

Деструктивн
ые
отношения в
группе

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

1
3

Разработка
классного
мероприятия

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

1
4

Апробация
классного
мероприятия

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

1
5

Проведение
классного
мероприятия

1

1

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

1
6

Анализ
классного
мероприятия

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar

e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865
1
7

История
педагогики

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

1
8

Современные
зарубежные
школы

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

1
9

Инновационн
ые школы
России

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

2
0

Педагогическ
ое общение

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

2

Психология

1

0

0

https://dist.miroz

1

педагогическ
ой оценки

2
2

Практика
педагогическ
ого
оценивания

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

2
3

Структура
педагогическ
ой
деятельности

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

2
4

Профессиона
льно
значимые
качества
педагога

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

2
5

Конфликты в
межличностн
ых
отношениях

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42

nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

df40cb8d5e9aea6
8eb4865
2
6

Стратегии
поведения в
конфликтах

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

2
7

Разрешение
межличностн
ых
конфликтов

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

2
8

Волонтерские
практики

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

2
9

Эффективны
й классный
руководитель

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

3
0

Разработка
школьного
мероприятия

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245

+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865
3
1

Апробация
школьного
мероприятия

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

3
2

Проведение
школьного
мероприятия

1

1

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

3
3

Анализ
школьного
мероприятия

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

3
4

Заключитель
ное занятие

1

0

0

https://dist.miroz
nai.ru/courses/co
ursev1:vspu+ok20245
+2024/coursewar
e/9d5fe976beb14
e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42
df40cb8d5e9aea6
8eb4865

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
11 КЛАСС
№
Тема урока
Количество часов
п
/
п

1

2

Всего

Планирование и
подготовка
волонтерских
проектов

Разработка и
реализация
волонтерских
проектов

1

1

Контро
льные
работы

0

0

Практич
еские
работы

0

0

Волонтерский проект
в дистанционном
формате
3

1

0

0

Экологическое
воспитание
4

5

1

Описание
экологического
волонтерского
проекта

1

0

0

0

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325

c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865

6

7

8

9

10

11

Презентационное
мероприятие
экологического
волонтерского
проекта

Формирование
группы волонтеров
экологического
волонтерского
проекта

Реализация
экологического
волонтерского
проекта

Реализация
экологического
волонтерского
проекта

Реализация
экологического
волонтерского
проекта

Реализация
экологического
волонтерского
проекта

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865

12

13

Обсуждение
экологических
волонтерских
проектов

Подведение итогов
экологического
волонтерского
проекта

1

1

0

0

0

0

Нравственное
воспитание
14

15

16

17

18

1

Описание
социального
волонтерского
проекта

Презентационное
мероприятие
социального
волонтерского
проекта

Формирование
группы волонтеров
социального
волонтерского
проекта

Реализация
социального
волонтерского

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202

19

20

21

22

23

проекта

4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865

Реализация
социального
волонтерского
проекта

https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865

Реализация
социального
волонтерского
проекта

Реализация
социального
волонтерского
проекта

Обсуждение
социальных
волонтерских
проектов

Подведение итогов
социального
волонтерского
проекта

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Патриотическое
воспитание
24

1

0

0

https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c

b8d5e9aea68eb4865

25

26

27

28

29

30

31

Описание
патриотического
волонтерского
проектов

Презентационное
мероприятие
патриотического
волонтерского
проекта

Формирование
группы волонтеров
патриотического
волонтерского
проекта

Реализация
патриотического
волонтерского
проекта

Реализация
патриотического
волонтерского
проекта

Реализация
патриотического
волонтерского
проекта

Реализация

1

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/

32

33

патриотического
волонтерского
проекта

courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865

Обсуждение
патриотических
волонтерских
проектов

https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865

Подведение итогов
патриотического
волонтерского
проекта

1

1

0

0

0

0

Заключительное
занятие
34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

34

3

0

https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865
https://dist.miroznai.ru/
courses/coursev1:vspu+ok20245+202
4/courseware/9d5fe976
beb14e2a8f806aafe325
c24a/c87fd9cd42df40c
b8d5e9aea68eb4865

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. «Основы педагогики и психологии», авторы: Басюк В. С., Казакова Е. И., Брель Е. Ю. и
др. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2022
2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
Научная литература (монографии, статьи)
1. Бакштанский, В. Л., Жданов О. И. Менеджмент жизни: Стратегия личной
эффективности. М.: Беловодье, 2008. 464 с.
2. Битянова, М. Р., Вачков М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для
старшеклассников. СПб.: Питер, 2009.
3. Кейн
С.
Интроверты.
Как использовать
особенности своего
характера. М. : 2012. 376 с.
4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
374 с.
5. Кравцова Е., Кравцова М. Мыльные бомбы, или как избежать конфликтов. М.:
БерИнгА. 2016.
6. Крашенинников Е. Любовь к педагогике. М.: MyBook, 2017. 167 с.
7. Макеева А.Г. Что делать??? если делать этого не хочется. М.: Клевер-Медиа-Групп,
2018.
8. Марок А. Почему я? История белой вороны. М.: Манн, Иванов и Фабер, 2016.
9. Мишель Мира Пон. Вопросы памяти. М.: Пешком в историю, 2019.
10. Млодик И. Почти неволшебные превращения. Ростов н/Д.: Феникс,
2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».