Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учебный курс_Актуальные вопросы географии 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ СШ № 89
Подписано

подписью:
Директор цифровой
Директор МОУ СШ №
МОУ СШ № 89 Лытаева Л.В.
DN: cn=Директор
89 Лытаева МОУ СШ № 89
Лытаева Л.В.,
email=school89@volg
Л.В.
admin.ru, c=RU

УТВЕРЖДЕНА
Директор МОУ СШ № 89
_____________Лытаева Л.В.
Приказ № 7
от «01» сентября 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Актуальные вопросы географии»
для обучающихся 10-11 классов

г. Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Актуальные вопросы географии» среднего
общего образования на базовом уровне составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает
основные требования Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательных программ и составлена с учѐтом Концепции развития
географического образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском
съезде учителей географии и утверждѐнной Решением Коллегии Министерства
просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ»
География – это один из немногих учебных предметов, способных успешно
выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и
общественных наук.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на
формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном
мире. Факторами, определяющими содержательную часть, явились интегративность,
междисциплинарность, практико-ориентированность, экологизация и гуманизация
географии, что позволило более чѐтко представить географические реалии происходящих
в современном мире геополитических, межнациональных и межгосударственных,
социокультурных, социально-экономических, геоэкологических событий и процессов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ГЕОГРАФИИ»
Цели изучения учебного курса «Актуальные вопросы географии» в средней школе
направлены на:
1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами,
уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности
посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России
как составной части мирового сообщества;
2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном
уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и
общества;
3) формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира, завершение формирования основ географической культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и
умений, направленных на использование их в реальной действительности;
5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение
целей устойчивого развития.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11 классах
отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.

СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИИ»

УЧЕБНОГО

КУРСА

«АКТУАЛЬНЫЕ

ВОПРОСЫ

10 КЛАСС
Тема 1 Ленские Столбы – сибирская экзотика (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии), редкие находки окаменелостей.
Соседство цивилизации и девственной природы. Охрана памятника природы.
Тема 2. Парус над Черным морем (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии); версии происхождения скалы.
Иллюстрации местности. Особенности охраны памятника природы.
Тема 3. Красноярские Столбы (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Природный заповедник. Причудливые
названия столбов. Свойства гранита. Иллюстрации местности. Опасный вид спорта «столбизм».
Тема 4. Священная гора Белуха (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Высочайшая точка Алтая. Белуха – это
и гора начала буддизма. Поверье древних народов. Пейзажи Николая Рериха. Красота
местности. Опасная гора для альпинистов.
Тема 5. Эльбрус – две тысячи лет покоя (1час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Древние названия горы. Две вершины
Эльбруса. Покорение вершин. Большой запас пресной воды в твердом состоянии.
Иллюстрации местности.
Тема 6. Алтай – горы золота (1час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое расположение Алтая.
Исследователи Алтая. Прослеживается последовательность растительных зон.
Иллюстрации местности. Алтайские горы - дом для редких животных, занесенных в
Красную книгу.
Тема 7. Кунгурская ледяная пещера (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Легенды и мифы. Особенность
лабиринтов пещеры. Уникальный памятник природы. Охрана Кунгурской ледяной
пещеры. Иллюстрации пещеры.
Тема 8. Дарьяльское ущелье как предмет искусства (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Чтение отрывка из произведения
Лермонтова «Демон», обсуждение его. Рассматривание и обсуждение
картин
Айвазовского, Куинджи. («Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».). Устное народное
творчество.
Тема 9. Куршская коса и еѐ дрейфующие дюны (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Куршская коса входит в список
Всемирного наследия ЮНЕСКО. История происхождения и прогноз к существованию.
Охрана памятника природы. Иллюстрации местности.
Тема 10. Волга - великая русская река (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение великой
реки. Иллюстрации местности, где протекает река. Проблемы Волги. Особенности охраны
реки Волги.
Тема 11. Обь – длиннейшая река России (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение реки.
Иллюстрации местности, где протекает река. Проблемы Оби. Особенности охраны реки
Обь.
Тема 12. Лена – славная в свете и великая река (1 час)

Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Открытие Семена Челюскина.
Географическое положение реки. История названия реки. Иллюстрации местности, где
протекает река. Проблемы Лены. Особенности охраны реки Лены.
Тема 13. Енисей (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Легенда о Енисее. Географическое
положение реки. Иллюстрации местности, где протекает река. Проблемы Енисея.
Особенности охраны реки Енисея.
Тема 14. Священное море (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Легенда об озере Байкал. Легенда о
связи Байкала и Северного Ледовитого океана. Флора и фауна Байкала. Туристические
маршруты вокруг Байкала. Иллюстрации местности. Проблемы озера Байкал.
Особенности охраны озера Байкал.
Тема 15. Озеро Таймыр – 73 дня в году безо льда (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение озера.
Иллюстрации местности. Флора и фауна Таймыра. Особенности охраны озера Таймыр.
Тема 16. Озера с малиновой водою (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение озера.
Иллюстрации местности. Флора и фауна озера. Белая каменная «пена». Историческая
справка. Особенности охраны Малинового озера.
Тема 17. Соль земли русской (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение озер.
Большой Богдо и озеро Баскунчак – соль этой земли Флора и фауна этой местности.
Целительная рапа (соленый раствор). Туристические маршруты. Иллюстрации местности.
Экологические проблемы этой местности. Особенности охраны озер.
Тема 18. Большое Васюганское болото – гордость России (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Большое Васюганское болото, самое
большое в мире. Историческая справка. Географическое положение болота. Флора и
фауна этой местности. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой
местности.
Тема 19. Северная Земля – последнее великое географическое открытие (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Северная Земля- самая северная точка
Азии . Открытие Бориса Вилькицкого. Историческая справка. Географическое положение.
Флора и фауна. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 20. Остров Врангеля – родильный дом белых медведей (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. На острове
Врангеля - самые большие в Арктике птичьи базары, самые обширные лежбища моржей и
огромное количество родильных пещер белых медведей. Географическое положение.
Флора и фауна. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 21. Кунашир – остров кислых рек и живых вулканов (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Кунашир –
самый южный российский остров. Государственный природный заповедник
«Курильский». Флора и фауна этой местности. Животные, занесенные в Красную книгу.
Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 22.Долина Гейзеров — «жемчужина» Камчатского края (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Флора и фауна
этой местности. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 23. Азовское море – самое мелкое море в мире (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Флора и фауна
этой местности. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 24. Приманычские степи (1 час)

Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка заповедника
«Ростовский». Флора и фауна этой местности. Иллюстрации местности. Экологические
проблемы этой местности.
Тема 25. Достопримечательности столицы нашей Родины (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Географическое
положение столицы. Московский Кремль, Красная площадь, Храм Василия Блаженного архитектурные памятники Москвы. Московский зоопарк. Музеи столицы. Проблемы
столицы и пути их решения.
Тема 26. «Северная Венеция» (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка.
Географическое положение «Северной Венеции». Исаакиевский собор, Зимний дворец,
Петропавловская крепость - архитектурные памятники. Эрмитаж. Проблемы северной
столицы и пути их решения.
Тема 27. Деревянные чудеса (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Деревянное
зодчество. Деревянные храмы – Церковь Иоанна Богослова под Ростовом Великим,
Спасский Кижский погост, Преображенская церковь на острове Кижи, Лазаревская
церковь Муромского монастыря. Проблема сохранения этих храмов и пути решения.
Тема 28. Золотое кольцо России (3 часа)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Туристический
маршрут «Золотое кольцо». Город Сергиев Посад - Троице-Сергиева лавра, Троицкий
собор. Город Владимир - Успенский и Дмитриевский соборы. Суздаль - монастырь СпасоЕвфимиевский, собор Рождества Богородицы. Город Ростов Великий - Успенский собор.
Город Ярославль - Спасо-Преображенский монастырь. Город Углич - Дворец царевича
Дмитрия, церковь Успенская.
Тема 29. Разнообразие мира (1час)
Понятие «чудо». Чудеса природы: великие и крохотные, принадлежащие животному
и растительному миру и миру неживой природы. Выборы природных чудес света.
Опасности, нависшие над чудесами природы. Проблема сохранения природных достояний
и пути ее решения.
Тема 30. Гранд-Каньон (1 час)
Месторасположение ущелья Гранд-Каньон, размеры. Геологический возраст
каньона. Уникальные объекты национального парка: Вуканс-Стоун - черный пепловый
конус, сформированный вулканической активностью примерно 10 тысяч лет назад;
Эспланада - сильно разъеденная эрозией терраса красного песчаника; Ферн-Глен-Каньон удивительные цветы и богатая растительность посреди пустыни; Норт-Каньон-Вош тихие озера у подножия стен. Открытие Гранд-Каньона.
Тема 31. Долина Йосемите (1час)
Йосемитский национальный парк: месторасположение, размеры. Долина Йосемите первый государственный парк в Соединенных Штатах Америки. Открытие парка.
Необычайная красота Йосемите: река Мерсед, Йосемите - третий по высоте водопад в
мире, множество великолепных холмов и пиков, в том числе несколько величайших и
величественнейших "стенок" на Земле. Скальная громада Эль Капитан - одна из
величайших в мире гранитных стенок. Йосемитский национальный парк - "мекка"
скалолазов всего мира.
Тема 32. Ниагарский водопад (1час)
Ниагарский водопад: месторасположение, уникальность. Две части водопада:
Американский и Подковообразный водопады. Козий остров - покрытый деревьями
островок посреди реки. Геологический возраст водопада. «Движение» водопада.
Ниагарский водопад – объект туризма. Рейнбоу-бридж (Радужный) - самый популярный
смотровой мостик. Преодоление водопада смельчаками на различных плавучих средствах.

Тема 33. Саргассово море (1час)
Саргассово море - загадочная область почти стоячей воды в Северной Атлантике.
Саргассово море – море без берегов. Месторасположение, границы моря. Свободно
плавающая на поверхности океана саргассовая водоросль. Саргассово море - место
нереста угря. Эндемики моря.
Тема 34. Молнии Кататумбо (1час)
Река Кататумбо: исток, устье, участки «следования». Заболоченная местность, где
река Кататумбо впадает в озеро Маракайбо, - настоящий генератор озона на нашей
планете.Уникальное и завораживающее явление «Релямпаго-дель-Кататумбо» (исп.) –
«Молнии Кататумбо». «Маяк Маракайбо». Первое упоминание о загадочном явлении.
Научное объяснение.
11 КЛАСС
Тема 1. Амазонка и Амазонские джунгли (2час)
Река Амазонка - самая полноводная река Земли. Амазонская сельва (Амазония) «легкие планеты». Влажный тропический - «мировой генетический фонд». Вырубка
лесов Амазонии - глобальные последствия, угроза существованию дикой природы.
Местные индейские племена – лучшие хранители леса.
Тема 2. Водопады Анхель и Игуасу (2час)
Анхель - самый высокий в мире водопад. История открытия водопада. Путешествие
к водопаду. Игуасу - живописный пенистый водопад в изумрудно-зеленых джунглях.
Пересыхание водопада. Берега водопада – национальные парки Аргентины и Бразилии.
Тема 3. Озеро дегтя (1час)
Озеро дегтя - маслянистое озеро липкой серо-черной грязи, величайший
естественный резервуар асфальта. Месторасположение, размеры. История открытия озера.
Местная легенда озера. Научное обоснование природного явления. Использование озера в
хозяйственной деятельности человеком. Озеро смолы в Венесуэле, Смоляные ямы Ла Бреа
в Лос-Анджелесе.
Тема 4. Водопад Виктория (2час)
Река Замбези. Водопад Виктория – «Моси-оа-тунья» (дословно «Дым, который
гремит»).
Величие и красота водопада. История открытия. Другие водопады Африки:
Тагбаладугу в Верхней Вольте, Танногу в Бенине, Тинкисо в Гвинее, Лофой в Заире,
Тугела – самый высокий водопад Африки.
Тема 5. «Сверкающая гора» (2час)
Килиманджаро – «сверкающая гора»: месторасположение, высота, характерные
очертания склонов. Гора Килиманджаро формирует собственный климат. Вечные льды на три градуса южнее экватора.Килиманджаро - три отдельных вулкана: Шира, Мавензи,
Кибо. Другие вулканы Африки: Ол-Доиньо-Ленгаи, Кения.
Тема 6. Большой Барьерный риф (2час)
Величайший в мире комплекс коралловых рифов и островов. Месторасположение,
площадь, состав. Живой риф - продукт тысячелетнего цикла жизни и смерти. История
открытия Барьерного рифа. Богатство растительного и животного мира кораллового рифа:
более 1500 видов рыбы, несколько видов китов, шести из семи существующих в мире
видов морских черепах; более 240 видов водных и морских птиц. Большой Барьерный риф
- природное наследие, биосферный заповедник и морской парк мирового значения.
Тема 7. Величайший в мире монолит (1час)
Величайший в мире монолит посреди австралийской пустыни: месторасположение,
размеры, великолепная красота. Эйерс-Рок - колоссальная оранжево-бурая скала,

меняющая свой цвет в течение суток. История открытия и изучения скалы. Живописные
крутобокие купола второго знаменитого австралийского скального образования - МаунтОлга. Геологическая история Эйрес- Рок и Маунт-Олга.
Тема 8. Дождевые леса Тасмании (1час)
Колоссальные древние дождевые леса Тасмании. Географическое положение
Тасмании. Тасмания – часть древнего южного материка Гондваны. Реликтовые растения:
южный бук, атротаксис остистый, заросли эвкалипта. Эндемичные виды животных, птиц:
тасманийский дьявол, тасманийский беттонг, рыжий валлаб, сумчатый волк, оранжевобрюхий попугайчик. Необходимость сохранения уникальных и бесценных природных
ресурсов Тасмании.
Тема 9. Вулкан, сторожащий путь к Южному полюсу (1час)
Гора Эребус: месторасположение. История открытия и названия. Восхождение на
гору. Геологические исследования вулкана. Гора Эребус на фотографиях и рисунках
исследователей. Вулканы Антарктики: резкий контраст расплавленной лавы и ледяного
снега.
Тема 10. Величайшие ледники Антарктиды (1час)
Антарктические ледники. Шельфовый ледник: образование, столовые айсберги.
Величайший шельфовый ледник в Антарктиде. Открытие ледника Джеймсом Кларком
Россом. Сравнение площади ледника с площадью государств. Крупнейший и длиннейший
ледник в мире: месторасположение, размеры, движение, поверхность ледника.
Путешествие по леднику.
Тема 11. Естественная бухта внутри активного вулкана (1час)
Остров Десепсьон- естественная бухта внутри активного вулкана. Остров Десепсьон
- один из Южных Шетландских островов: месторасположение, происхождение. Открытие
острова и Антарктиды. Изогнутая кромка вулкана на острове Десепсьон - идеально
укрытая внутренняя гавань для китобойных судов.
Тема 12. Фьорды Норвегии (1час)
Потрясающе красивые
фьорды на норвежском побережье. Образование
скандинавских фьордов. Громада берега Гейрангер-фьорда превращает корабль в
игрушку. Согне-Фьорд - крупнейший и красивейший фьорд в Норвегии. Влияние фьордов
на жизнь людей.
Тема 13. Везувий (1час)
Активный вулкан в оживленной бухте Неаполя. Конус Везувия - внутри
обрушившегося внешнего кратера. Гибель Помпеи. Археологические памятники в
Помпеях. Гора Этна из Сицилии - величайший в Европе активный вулкан. Сравнение
Везувия и Этны.
Тема 14. Полярное сияние (1час)
Таинственные гирлянды цветных огней в зимнем небе высоких широт. Где можно
наблюдать полярное сияние. Научное объяснение данному явлению. Виды полярных
сияний. Радуга - еще одно атмосферное чудо природы.
Тема 15. Мостовая Гигантов (1час)
Естественная лестница гигантских размеров, уводящая в море: месторасположение,
размеры. Образование базальтовых колонн Мостовой Гигантов на северном берегу
Антрима. Ирландская легенда о Мостовой Гигантов
Тема 16. Гейзеры Исландии (1час)
Исландия - уникальная страна. Образование острова. Свидетельства вулканической
активности: конусы крупных действующих вулканов, потухшие кратеры, обширные
области горячих источников. Горячие источники - геологическое наследие Исландии.
Виды источников. Использование геотермальных вод острова человеком.
Тема 17. Беловежская пуща (1час)

Беловежский лес - малая часть первобытного леса Восточной Европы. Беловежский
Национальный парк - объект мирового значения. Возраст леса. Разнообразная флора и
фауна: 26 видов деревьев, 700 видов цветковых растений, бурый медведь, волк, рысь,
лось, кабан, выдра, бобр, зубр, 160 видов гнездящихся птиц. Шаги, предпринимаемые для
обеспечения охраны леса и многообразной жизни, им порожденной.
Тема 18. Гималаи (1час)
Высочайшие в мире горы – граница Индостана и Азии. Гималаи - величайшей
горной грядой на Земле 96 из 109 существующих в мире вершин высотой более 7300 м.
Геологическая эволюция. Исследование гор. Бесконечные снега, ледники и горные
вершины Гималаев в Северной Индии: высочайшая на нашей планете - гора Эверест
(Джомолунгма) – «Богиня Матерь Снегов»; самый длинный ледник за пределами
полярных регионов – Сиячен; самый крутой в мире склон – гора Ракопоша; самый
высокий подъем - на южном склоне Аннапурны I.
Тема 19. Гора Фудзи (1час)
Гора Фудзи - классический стратовулкан. Этимология слова «Фудзи». Возраст,
геологическое строение. Вулканическая активность островных дуг. Гора Фудзи - символ
мира и покоя.
Тема 20. Цветные озера Индонезии (1час)
Три цветных озера в кратере вулкана на одном из Индонезийских островов: два из
них - разные оттенки зеленого, третье - черно-красное. Образование щитообразного
вулкана. Романтические имена озер. Непохожесть близкорасположенных озер, научное
обоснование их цветности. Другие кратерные озера: Крейтер в Орегоне (Соединенные
Штаты Америки), зеленое и синее кратерное озеро - Тикитапу и Ротока-каи в Новой
Зеландии.
Тема 21. Мертвое море (1час)
Мертвое море-озеро: месторасположение, этимология названия. Море, в котором
нельзя утонуть. Причудливые формы скопления минеральных солей на мелководье.
Мертвое море не совсем «мертвое». Легенда о соляных столпах. Масада и римляне.
Рукописи Мертвого моря.
Тема 22. Сандарбан – «прекрасные леса» (1час)
Сандарбан - крупнейший из сохранившихся в мире мангровых лесов.
Месторасположение. Густой мангровый лес - прибежище многим животным. Сандарбан тигровый заповедник. Последствия эксплуатации природных ресурсов мангрового леса
местным населением.
Тема 23. Природное чудо Моисея (1час)
Обнажение дна Желтого моря: научное обоснование, природный парадокс. Легенда
о чудесном спасении бабушки Пронг. Фестиваль «Разделение моря». Процессия из
многочисленных туристов в желтых сапогах, завораживающая панорама чуда.
Тема 24. Семь чудес Древнего мира (2часа)
Первый список семи чудес света Антипатра Сидонского (IIв. до н.э.). Фараоновы
усыпальницы. Египетские пирамиды - единственное из древних семи чудес света,
сохранившееся до наших дней. Свет Фароса (Александрийский маяк). Статуя
громовержца Зевса. Сады среди пустыни (вавилонские висячие сады или сады
Семирамиды). Посмертная слава Мавзола (усыпальница царя Мавзола в Галикарнасе).
Сожженная богиня (храм Артемиды в Эфесе). Колосс на глиняных ногах (статуя бога
солнца Гелиоса на острове Родос – Колосс Родосский).
Тема 25. Семь новых чудес (2часа).
Мир выбирает новые чудеса света. Самая длинная крепость – Великая Китайская
стена. Последний оплот инков – древний город Мачу-Пикчу в Перу. Скальный город
Петра в Иордании. Пирамиды индейцев майя в Чичен-Ица. Колоссальный амфитеатр –

Колизей. Памятник великой любви – мавзолей Тадж-Махал в Индии. Статуя Христа
Спасителя в Бразилии.
Тема 26. Индустриальные чудеса света (2часа)
Бруклинский мост – смелый проект, объединяющий два района — Манхэттен и
Бруклин. Панамский канал – короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Плотина
Гувера - обуздание непокорного нрава реки Колорадо. Великий корабль Брюнеля настоящий «плавучий город». Маяк Белл-Рок. Трансконтинентальная железная дорога
США - соединения Востока и Запада страны. Лондонская система канализации – спасение
от холеры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
КУРСА
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе
формирования элементов географической и экологической культуры;

 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историкокультурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географических наук и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных источников
географической информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе.
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного
поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области
географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем и географических особенностей их
проявления;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

 умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний,
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть
решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 разрабатывать план решения географической задачи с учѐтом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учѐтом
предложенной географической задачи;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
 координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
 креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих
географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических географических задач, применению различных методов познания
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
 владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
 формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу еѐ решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
 выбирать и использовать различные источники географической информации,
необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии,

и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации
различных видов и форм представления;
 выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с
учѐтом еѐ назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
 оценивать достоверность информации;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том
числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы;
 развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
 использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по еѐ достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
 оценивать приобретѐнный опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
 оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

 использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своѐ поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
 признавать своѐ право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения курса географии на базовом уровне
должны отражать:
10 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных
дисциплин, еѐ участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов
и территориальной организации природы и общества:
выбирать и использовать источники географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение изученных географических объектов в
пространстве, новую многополярную модель политического мироустройства, ареалы
распространения основных религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади
территории, стран, имеющих различное географическое положение, стран с различными
формами правления и государственного устройства, стран-лидеров по производству
основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных
международных магистралей и транспортных узлов, стран-лидеров по запасам
минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства: различать географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию,
ложную урбанизацию, эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и
демографический кризис и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения
и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений, в том
числе: для определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства
(объѐмы ВВП, промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших

отраслей хозяйства в отдельных странах, сравнения показателей, характеризующих
демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира и
отдельных стран, с использованием источников географической информации, сравнения
структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран, регионов
и стран по обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами с
использованием источников географической информации, для классификации
крупнейших стран, в том числе по особенностям географического положения, форме
правления и государственного устройства, уровню социально-экономического развития,
типам воспроизводства населения, занимаемым ими позициям относительно России, для
классификации ландшафтов с использованием источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, в том
числе между глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана,
хозяйственной деятельностью и возможными изменениями в размещении населения,
между развитием науки и технологии и возможностями человека прогнозировать опасные
природные явления и противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости,
смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой
населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на
окружающую среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических
понятий: применять социально-экономические понятия: политическая карта, государство,
политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство,
федеративное государство, воспроизводство населения, демографический взрыв,
демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав
населения, структура населения, экономически активное население, индекс человеческого
развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, «климатические
беженцы», расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная
урбанизация, мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные,
нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная
экономическая интеграция, международная хозяйственная специализация, международное
географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная
энергетика», «зелѐная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация
мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические
отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
5) сформированность
умений
проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие
источники географической информации для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и
другим источникам географической информации качественные и количественные
показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной
структуры населения отдельных стран с использованием источников географической
информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую
географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из
различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и
др.) географическую информацию о населении мира и России, отраслевой и
территориальной структуре мирового хозяйства, географических особенностях развития
отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений, в том
числе:
объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом
воспроизводства населения, направления международных миграций, различия в уровнях
урбанизации, в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного
капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и
явления, в том числе оценивать природно-ресурсный капитал одной из стран с
использованием источников географической информации, влияние урбанизации на
окружающую среду, тенденции развития основных отраслей мирового хозяйства и
изменения его отраслевой и территориальной структуры, изменение климата и уровня
Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов в
атмосфере и меры, предпринимаемые для уменьшения их выбросов;

10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества:
различия в особенностях проявления глобальных изменений климата, повышения уровня
Мирового океана, в объѐмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира,
изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий на примере
регионов и стран мира, на планетарном уровне;
11 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных
дисциплин, еѐ участии в решении важнейших проблем человечества: определение роли
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов
и территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и взаиморасположения
регионов и стран в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение регионов и стран в пространстве,
особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства регионов и изученных
стран;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства: распознавать географические особенности проявления процессов
воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира и
изученных странах;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения
географических факторов международной хозяйственной специализации изученных
стран; сравнения регионов мира и изученных стран по уровню социально-экономического
развития, специализации различных стран и по их месту в МГРТ; для классификации
стран отдельных регионов мира, в том числе по особенностям географического
положения, форме правления и государственного устройства, уровню социальноэкономического развития, типам воспроизводства населения с использованием
источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями в изученных странах; природными условиями и размещением
населения, природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран
зарубежной Европы с использованием источников географической информации;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических
понятий: применять изученные социально-экономические понятия: политическая карта,
государство; политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное
государство, федеративное государство; воспроизводство населения, демографический
взрыв, демографический кризис, старение населения, состав населения, структура
населения, экономически активное население, Индекс человеческого развития (ИЧР),
народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения,
демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация; мегалополисы,
развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны;
ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция;
международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение
труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные

корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелѐная энергетика»,
органическое сельское хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация,
«энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность
умений
проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования; формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования:
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие
источники географической информации для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и экологических процессов и явлений на территории регионов
мира и отдельных стран;
определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим
источникам географической информации качественные и количественные показатели,
характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и явления,
происходящие в них; географические факторы международной хозяйственной
специализации отдельных стран с использованием источников географической
информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую
географическую информацию о регионах мира и странах для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять
различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из
различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного потенциала стран, глобальных
проблем человечества и их проявления на территории (в том числе и России);
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и
др.) географическую информацию о населении, размещении хозяйства регионов мира и
изученных стран; их отраслевой и территориальной структуре их хозяйств,
географических особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в странах
мира:

объяснять географические особенности стран с разным уровнем социальноэкономического развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре и
размещении населения, в уровне и качестве жизни населения;
объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой
структуры хозяйства отдельных стран; особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства изученных стран, особенности международной специализации стран
и роль географических факторов в еѐ формировании; особенности проявления глобальных
проблем человечества в различных странах с использованием источников географической
информации;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие
сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления;
политико-географическое положение изученных регионов, стран и России; влияние
международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в
изученных странах; роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и
сырьевых ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономики
России; различные точки зрения по актуальным экологическим и социальноэкономическим проблемам мира и России; изменения направления международных
экономических связей России в новых экономических условиях;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; умение
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; возможных путей решения
глобальных проблем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Россия - сокровищница природных чудес
1.1

Ленские Столбы – сибирская экзотика

1

0

0

1.2

Парус над Черным морем

1

0

0

1.3

Красноярские Столбы

1

0

0

1.4

Священная гора Белуха

1

0

0.5

1.5

Эльбрус – две тысячи лет покоя

1

0

0.5

1.6

Алтай – горы золота

1

0

1

1.7

Кунгурская ледяная пещера

1

0

0

1.8

Дарьяльское ущелье как предмет искусства

1

0

0

1.9

Куршская коса и еѐ дрейфующие дюны

1

0

1

1.10

Волга – великая русская река

1

0

1

1.11

Обь – длиннейшая река России

1

0

0.5

1.12

Лена – славная в свете и великая река

1

0

0

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

1.13

Енисей

1

0

0.5

1.14

Священное море

1

0

0.5

1.15

Озеро Таймыр – 73 дня в году безо льда

1

0

0

1.16

Озеро с малиновой водою

1

0

1

1.17

Соль земли русской

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1.18

1.19
1.20
1.21
1.22

Большое Васюганское болото – гордость
России
Северная Земля – последнее великое
географическое открытие
Остров Врангеля – родильный дом белых
медведей
Кунашир – остров кислых рек и живых
вулканов
Долина Гейзеров — «жемчужина»
Камчатского края

1.23

Азовское море – самое мелкое море в мире

1

0

0

1.24

Приманычские степи

1

0

0

1.25

Достопримечательности столицы нашей
Родины

1

0

0

1.26

«Северная Венеция»

1

0

0

1.27

Деревянные чудеса

1

0

0

1.28

Золотое кольцо России

1

0

0

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

Итого по разделу

28

Раздел 2. Природные чудеса света
2.1

Разнообразие мира

1

0

0

2.2

Гранд-Каньон

1

0

0

2.3

Долина Йосемите

1

0

0

2.4

Ниагарский водопад

1

0

0

2.5

Саргассово море

1

0

0

2.6

Молнии Кататумбо

1

1

0

6
34

1

6.5

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Природные чудеса света
1.1

Разнообразие мира

1

0

1

1.2

Гранд-Каньон

1

0

0.5

1.3

Долина Йосемите

1

0

0.5

1.4

Ниагарский водопад

1

0

0.5

1.5

Саргассово море

1

0

0

1.6

Молнии Кататумбо

1

0

1

1.7

Амазонка и Амазонские джунгли

1

0

0

1.8

Водопады Анхель и Игуасу

1

0

0

1.9

Озеро дегтя

1

0

0

1.10

Водопад Виктория

1

0

0

1.11

"Сверкающая гора"

1

0

0

1.12

Большой Барьерный риф

1

0

0

1.13

Величайший в мире монолит

1

0

0

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
1.14

Дождевые леса Тасмании

1

0

0

1.15

Вулкан, сторожащий путь к Южному полюсу

1

0

0

1.16

Величайшие ледники в Антарктиде

1

0

0

1.17

Естественная бухта внутри активного вулкана

1

0

0

1.18

Фьорды Норвегии

1

0

0

1.19

Везувий

1

0

0

1.20

Полярное сияние

1

0

0

1.21

Мостовая Гигантов

1

0

0

1.22

Гейзеры Исландии

1

0

0

1.23

Беловежская пуща

1

0

0

1.24

Гималаи

1

0

0

1.25

Гора Фудзи

1

0

0

1.26

Цветные озера Индонезии

1

0

0

1.27

Мертвое море

1

0

0

1.28

Сандарбан - "прекрасные леса"

1

0

0

1.29

Природное чудо Моисея

1

0

0

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

1.30

Семь чудес Древнего мира

1

0

0

1.31

Семь новых чудес

1

0

0

1.32

Индустриальные чудеса света

1

0

0

1.33

Разнообразие мира

1

0

0

1.34

Гранд-Каньон

1

0

0

34
34

0

4

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Ленские Столбы – сибирская экзотика

1

0

0

2

Парус над Черным морем

1

0

0

3

Красноярские Столбы

1

0

0

4

Священная гора Белуха

1

0

0.5

5

Эльбрус – две тысячи лет покоя

1

0

0

6

Алтай – горы золота

1

0

0.5

7

Кунгурская ледяная пещера

1

0

0.5

1

0

0.5

1

0

0

8
9

Дарьяльское ущелье как предмет
искусства
Куршская коса и еѐ дрейфующие
дюны

10

Волга – великая русская река

1

0

0

11

Обь – длиннейшая река России

1

0

0

12

Лена – славная в свете и великая река

1

0

0

13

Енисей

1

0

0.5

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
14

Священное море

1

0

0.5

15

Озеро Таймыр – 73 дня в году безо
льда

1

0

0.5

16

Озеро с малиновой водою

1

0

0.5

17

Соль земли русской

1

18
19
20
21
22
23

Большое Васюганское болото –
гордость России
Северная Земля – последнее великое
географическое открытие
Остров Врангеля – родильный дом
белых медведей
Кунашир – остров кислых рек и
живых вулканов
Долина Гейзеров — «жемчужина»
Камчатского края
Азовское море – самое мелкое море в
мире

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

1

0

0.5

1

0

0.5

1

0

0

1

0

0.5

1

0

0

1

0

0

24

Приманычские степи

1

0

0

25

Достопримечательности столицы
нашей Родины

1

0

0.5

26

«Северная Венеция»

1

0

0

27

Деревянные чудеса

1

0

0

28

Золотое кольцо России

1

0

0

29

Разнообразие мира

1

0

0

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
30

Гранд-Каньон

1

1

0

31

Долина Йосемите

1

1

0

32

Ниагарский водопад

1

0

0.5

33

Саргассово море

1

0

0

34

Молнии Кататумбо

1

0

0

34

2

6.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Разнообразие мира

1

0

0

2

Гранд-Каньон

1

0

0

3

Долина Йосемите

1

0

0

4

Ниагарский водопад

1

0

0

5

Саргассово море

1

0

0

6

Молнии Кататумбо

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

7

Амазонка и Амазонские джунгли

1

0

0

8

Водопады Анхель и Игуасу

1

0

0

9

Озеро дегтя

1

0

0

10

Водопад Виктория

1

0

0

11

"Сверкающая гора"

1

0

0.5

12

Большой Барьерный риф

1

0

0

13

Величайший в мире монолит

1

0

0

14

Дождевые леса Тасмании

1

0

0

15

Вулкан, сторожащий путь к Южному
полюсу

1

0

0

16

Величайшие ледники в Антарктиде

1

0

1

17

Естественная бухта внутри активного
вулкана

1

0

0

18

Фьорды Норвегии

1

0

0

19

Везувий

1

0

0.5

20

Полярное сияние

1

0

0

21

Мостовая Гигантов

1

0

0

22

Гейзеры Исландии

1

0

0

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

23

Беловежская пуща

1

0

0.5

24

Гималаи

1

0

0

25

Гора Фудзи

1

0

0

26

Цветные озера Индонезии

1

0

0

27

Мертвое море

1

0

0

28

Сандарбан - "прекрасные леса"

1

0

0

29

Природное чудо Моисея

1

0

1

30

Семь чудес Древнего мира

1

0

0

31

Семь новых чудес

1

0

0

32

Индустриальные чудеса света

1

0

0

33

Разнообразие мира

1

0

0.5

34

Гранд-Каньон

1

0

0

34

0

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru
https://resh.edu.ru

infourok.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
География. 10 класс. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• География. 11 класс. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://raup.irooo.ru/images/files/370/Методическое_пособие_география_ 10_класс.pdf
https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/c49/c49facc5a21f5b4c8418238b25b085ba.p df
https://go.11klasov.net/295-geografiya-10-11-klassy-sovremennyy-mir-gladkiyyun-niklinavv.html

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://go.11klasov.net/295-geografiya-10-11-klassy-sovremennyy-mir-gladkiyyun-nikolinavv.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».