Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приложение № 1 к АООП ООО Программа коррекционной работы

Приложение № 1 к АООП ООО (вариант 7.1)
раздел 2.5
Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5
тел. 8 (8442) 54-57-43; электронная почта school89@volgadmin.ru;
официальный сайт http://89.volgogradschool.ru/
___________________________________________________________________________

КОРРЕЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ
ПСИХИЧСЕКИХ ФУНКЦИЙ, ЭМОЦИОНАЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ, ВСЕХ
КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
«Я РАСТУ, Я РАЗВИВАЮСЬ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2019-2024Г.Г.

СОДЕРЖАНИЕ
Вид и назначение программы

стр.3

Актуальность программы

стр.3

Описание участников программы

стр.4

Цель и задачи программы

стр.4

Научные, методологические и методические основания

стр.4

Структура и особенности программы

стр.5

Описание используемых методик технологий, инструментария

стр.6

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе

стр.7

Способы, обеспечивающие гарантии прав участников программы

стр.7

Ожидаемые результаты реализации программы

стр.8

Критерии оценки достижений планируемых результатов

2

Учебно-тематический план

стр.9

Содержание тем

стр. 12

Список литературы

стр. 17

Приложения

стр. 19

Приложение

стр. 19

Консультационный модуль

ВИД И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Психолого-педагогическая программа «Я расту, я развиваюсь» по содержанию является
коррекционно-развивающей, по форме организации подгрупповой или индивидуальной.
Программа предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста (5-9 классы)
с ОВЗ (ЗПР)

3

АКТУАЛЬНОСТЬ
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная
замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что
приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в
середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе
детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с
минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования,
проведѐнные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре
типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный,
церебрально-органического происхождения.
Особенности школьников с ЗПР
1.
Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими
сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.
2.
Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и
истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к
усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой
целенаправленной деятельности.
3.
Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие
первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в
результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой
сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной
регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в
частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4.
Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в
развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Нагляднодейственное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют
затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и
явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и
предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас
видовых понятий.
5. Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития
является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети
практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это
медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы,
касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько
расторможены, многословны. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с
ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка
темпа развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как
следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность,
ограниченность
объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью
произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов,
легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении,

4

забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием
запоминания – механическое многократное повторение.
9. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для
детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно
повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте
дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
10. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой
жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения
его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается
фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,
импульсивности, расторможенности влечений.
11. Особенности обучения в школе.
Низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять
целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым
пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного
материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и
не принятие ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей
данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также
низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в
поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и
возбуждения мало сбалансированы. Ребѐнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен,
раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив,
в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со
средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, учащийся
самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Это и является основанием к
необходимости коррекционно-развивающей работы с учащимися с ЗПР в рамках
общеобразовательной школы.
ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов со статусом ОВЗ (ЗПР).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной
адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса,
коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
Формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
Развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости,
агрессивно-защитных
реакций,
формирование
адекватной
самооценки,
развитие
коммуникативных способностей).
Реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения
обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК);
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
педагогическим составом Учреждения, работающим с детьми с ЗПР.
НАУЧНЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

5

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897;
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования обучающихся с ЗПР для 5-9 классов МОУ СШ № 89 Дзержинского района
Волгограда
Программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с
задержкой психического развития (далее ЗПР) на основе авторских программ «Уроки
психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к
своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В. М.,
«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис» и «Я –
подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие для школьного
психолога.
- Принципы построения программы:
I. Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалистов, которые
призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
II. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
III. Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному общему
образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования,
необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь
программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего
образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на
уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации
обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития
ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
IV. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
V. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми
образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей
ограниченными
возможностями
здоровья
в
специальные
(коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы).
VI. Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход
пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из серии специально-организованных коррекционно-развивающих
занятий, составленных с учетом особенностей развития детей среднего школьного возраста с
ЗПР.
Программа рассчитана на 34 часов в течение учебного года.
5 класс. 34 часа: индивидуальное занятие - 1 час в неделю.
6 класс. 34 часа: индивидуальное занятие - 1 час в неделю.
7 класс.34 часа: индивидуальное занятие - 1 час в неделю.
8 класс. 34 часа: индивидуальное занятие - 1 час в неделю
9 класс.34 часа: индивидуальное занятие - 1 час в неделю.

6

Если специфика подгруппы требует дополнительной проработки какой-нибудь темы,
программа может быть скорректирована с помощью дополнительных занятий. Время и
количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в
соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями,
при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР можно оперативно
дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.
Цикл – 34 занятия. Продолжительность занятия – 30-40 минут.
Занятия проводятся 1 раза в неделю в течение всего учебного года.
Занятия проводятся индивидуально или в подгруппах (не более 3 человек).
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания
формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или
больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является
формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается
всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ,
синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование
логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному
реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется
оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется
достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами,
отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа.
Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее
важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни
понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым
в
средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной
ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать
жизненные трудности.
Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи
информации, развитию новых моделей поведения.
Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной
диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга
обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных
психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер
заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при
проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные
возможности в более полной мере.
Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные,
рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными
показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционноразвивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего
образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше
анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка
правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности,
эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.
ОПИСАНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
МЕТОДИК,
ТЕХНОЛОГИЙ,
ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Формы организации деятельности, использованные в программе.
Программа предназначена для коррекционной и развивающей работы с учащимися 5-9
классов.
Программой предусмотрено сочетание различных методов и форм
обучения:
психодиагностика (в начале и в конце курса), беседы, обсуждения, познавательно-развивающие
задачи, игровые упражнения, ролевые игры, тренинги, творческие работы.
Формы организации образовательного процесса: Занятия проводятся индивидуально
или в малых подгруппах до 3 человек.
Методы, использованные в программе.

7

Беседа, проблемная ситуация или терапевтическая сказка.
-Направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками
выводов, необходимых для последующей работы;
Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, упражнения с игровыми
элементами, соответствующие темам занятия, упражнения на развитие эмоциональной сферы
учащегося/ Упражнения на развитие коммуникативных способностей и навыков.
Психотерапевтическе приемы (вербализация, «вентиляция чувств», визуализация,
обратная связь, арт-терапевтические, психодраматические и сказкотерапевтические техники,
эмоциональный тренинг, релаксационные упражнения).
Психогимнастические
упражнения,
направленные
на
снижение
психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы в начале занятия. В
описание занятий включены только те психогимнастические упражнения, которые необходимы
для эффективности последующей работы. При необходимости (например, после эмоционально
насыщенного упражнения) можно включать в работу группы дополнительные
психогимнастические упражнения.
Упражнение на развитие психических процессов и речи.
Методические рекомендации по организации занятий.
Программа основана не на объяснениях, поощрениях и порицаниях, а на организации
непосредственной деятельности детей. При проведении игр следует по возможности избегать
строгих инструкций, нравоучений; исключить замечания и разделение детей на хороших и
плохих. Эффективность в занятиях достигается при помощи выделения положительно
окрашенных качеств ученика.
На первых занятиях ребенку все же необходимо разъяснить общие правила общения и
поведения на данных занятиях. Ребенок должен чувствовать себя полноправным участником
игрового или учебного процесса.
Некоторые игры могут вызывать смущение, стеснение, показаться странными и
непривычными. Однако отсутствия принуждения, равные права, общие для всех переживания
быстро снимают напряженность, замкнутость и страх быть смешным и непонятым.
Ни в коем случае не допускать принуждения ребенка к игре, нужно постепенно
заинтересовать его и предложить присоединиться позже к близкой для него деятельности. Если
некоторые игры вызывают негативную реакцию детей, вызывают затруднения их можно
заменить равными по поставленным задачам. Нужно выбирать игры соответствующие
возможностям и особенностям конкретной группы детей.
При проведении игровых упражнений не следует избегать повторений. Как правило, дети
любят играть в знакомые игры и нередко просят их повторить, тем самым они лучше понимают
содержание, а мы достигаем необходимого развивающего эффекта.
КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НА УЧАСТИЕ В
ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ. Программа не имеет противопоказаний.
СПОСОБЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ УЧАСТНИКОВ
ПРОГРАММЫ.
Программа проводится при наличии согласия родителей (законных представителей) на
психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении и при добровольном
согласии подростка на участие. Родители (законные представители) имеют право отказаться от
участия ребенка в занятиях, предоставив психологу школы заявление об отказе на имя
директора школы.
Психолог обязуется предоставлять информацию о результатах психологического
обследования ребенка при обращении родителей (опекунов); не разглашать личную
информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями
(опекунами).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
-Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам
-Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.

-Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными
органами.
О таких ситуациях родители должны быть немедленно информированы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер
и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от
формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов
(личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

8

Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор,
соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата);
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной
момент.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, воспитателей, других
сотрудников Учреждения, родителей, других обучающихся.
Контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной
практике.
Использовать элементы причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов.
Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

9

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
N п/п Тема занятия
1.
Развитие внимания и мышления
2.
Развитие пространственных представлений.
3.
Развитие внутреннего плана действия
4.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
5.
«Как работать с книгой».
6.
Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.
7.
Развитие умения дифференцировать чувства.
8.
Учимся сравнивать.
9.
Существенное и несущественное.
10.
Развитие внимания
11.
Развитие умения различать виды поведения.
12.
Познание своего поведения.
13.
Развитие умения различать виды поведения.
14.
Учимся договариваться.
15.
Развитие логического мышления.
16.
Чувства бывают разные
17.
Учимся сравнивать.
18.
Развитие логического мышления
19.
Развитие воображения.
20.
Развитие пространственных представлений.
21.
Развитие логических форм вербального мышления.
22.
Развитие пространственных представлений.
23.
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).
24.
Учимся различать эмоции.
25.
Развитие воображения.
26.
Учимся сотрудничать.
27.
Учимся договариваться и уступать.
28.
Учимся решать проблемы вместе.
29.
Учимся рассуждать.
30.
Мои достоинства и недостатки.
31.
Развитие логического мышления.
32.
Я повзрослел.
33.
Я и мои друзья.
34.
Итоговое занятие.
Итого:
6 класс
N п/п Тема занятия
Агрессия и её роль в развитии человека
1.
Я повзрослел
2.
У меня появилась агрессия

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Кол-во
часов
1
1

Как выглядит агрессивный человек?
Как звучит агрессия?
Конструктивное реагирование на агрессию
Практическая работа «Управление гневом»
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми
Учимся договариваться
Практическая работа «Договор»
Уверенность в себе и её роль в развитии человека
10.
Зачем человеку нужна уверенность в себе
11.
Источники уверенности в себе
12.
Какого человека мы называем неуверенным в себе
13.
Практическая работа «Признаки уверенного, неуверенного и
агрессивного человека»
14.
Я становлюсь увереннее
15.
Уверенность и самоуважение
16.
Уверенность и уважение к другим
17.
Уверенность в себе и милосердие
18.
Уверенность в себе и непокорность
19.
Практическая работа «Умение сказать «нет»
Конфликты и их роль в усилении Я

1
1
1
1
1
1
1

20.
Что такое конфликт?
21.
Конфликты в школе, дома, на улице
22.
Способы поведения в конфликте
23.
Тест «Стиль поведения в конфликте»
24.
Конструктивное разрешение конфликтов
25.
Практическая работа «Стили поведения в конфликтах»
26.
Конфликт как возможность развития
27.
Г отовность к разрешению конфликта
28.
Практическая работа «Деловая игра «Конфликт»
Ценности и их роль в жизни человека

1
1
1
1
1
1
1
1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.
30.

Что такое ценности?
Ценности и жизненный путь человека

1
1

31.
32.
33.
34.

Тест «Ценностные ориентации»
Ценности подростков
Практическая работа «Мои ценности»
Заключительное занятие
Итого:

1
1
1
1

7 класс
N
Тема занятия
п/п
1.
Вводное занятие
2.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
3.
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности.
4.
Мои эмоции.
5.
Эмоциональный словарь.
6.
Чувства «полезные» и «вредные».
7.
Нужно ли управлять своими эмоциями?
8.
Что такое страх?
9.
Развитие внимания.

34

Кол-во часов
1
3
2
2
1
2
2
1
3

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Развитие памяти.
Развитие логического мышления
Установление закономерностей.
Развитие словеснологического мышления.
«Я — образ».
Труд в жизни человека и общества.
Разнообразие профессий.
Профессиональное самоопределение.
Составление словаря профессий.
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая
диагностика уровня интеллектуального и личностного развития
обучающихся.

Итого

11

3
3
2
2
2
1
1
1
1
1

34

8 класс
N
Тема занятия
Кол-во часов
п/п
1.
Вводное занятие.
1
2.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
2
3.
Формирование учебной и познавательной мотивации, снятие тревожности.
2
4.
Развитие чувства ответственности за принятое решение.
1
5.
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение
2
приемами самоконтроля и саморегуляции.
6.
Развитие рефлексивной деятельности.
2
7.
Формирование адекватной самооценки.
1
8.
Развитие социального интеллекта.
1
9.
Развитие произвольного внимания.
2
10. Развитие устойчивости и концентрации внимания.
2
11. Развитие распределения, переключения внимания.
2
12. Развитие слуховой, зрительной памяти.
2
13. Развитие вербальной памяти.
2
14. Развитие логического мышления.
2
15. Установление закономерностей.
2
16. Развитие словеснологического мышления.
2
17. Индивидуальность и неповторимость личности.
1
18. Знакомство с миром профессий, их видами и типами.
1
19. Составление карты выбора профессии.
1
20. Знакомство с формулой профессии.
1
21. Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями
1
профессий.
22. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая
1
диагностика уровня интеллектуального и личностного развития
обучающихся.
Итого
34
9 класс
N
Тема занятия
п/п
1.
Вводное занятие
2.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
3.
Общаться - это легко.
4.
Какая бывает информация?
5.
Как лучше подать информацию?

Кол-во часов
1
2
3
2
1

Барьеры на пути информации.
Стили общения.
Что такое конфликт?
Знакомство и отработка методов тренировки внимания.
Знакомство и отработка с методов тренировки эффективного запоминания.
Знакомство с методами тренировки мышления.
Отработка навыков тренировки сложных форм мышления.
Развитие творческого мышления.
Развитие логического мышления.
Установлениезакономерностей.
Развитие словеснологического мышления.
Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе.
Учебные заведения региона.
Определение типа будущей профессии.
Зависимость жизненных планов от состояния здоровья.
Составление индивидуальной траектории
профессионального развития.
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая
диагностика уровня интеллектуального и личностного развития
обучающихся.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Итого

12

1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1

34

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
5 класс
N п/п Тема занятия
Содержание
1.
Диагностика
Диагностика ВПФ
2.
Развитие внимания и мышления) Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая
надпись.
Называйте
и считайте.Три слова.Составьте слова.
3.
Развитие пространственных
Развитие мышления.
представлений.
Какие мы разные. Представьте куб.
Замените цифры символами. Отгадайте слова.
4.
Развитие внутреннего плана
Формирование абстрагирования и вербального
действия
(словесного) анализа.Я узнаю себя.Муха.
Г оворим по-марсиански. Объясните греческие слова.
5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

Установление закономерностей Развитие мышления.
и развитие гибкости мышления. Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите фигуры.
«Как работать с книгой».
Какие книги используют исследователи? Какие книги
считаются научными? Практическая работа по
структурированию текстов.
Развитие внимания в условиях Развитие гибкости мышления.Что я могу сказать о себе
коллективной деятельности.
хорошее? Делаем вместе.Способы применения
предмета. Выберите синонимы и антонимы.
Развитие умения
Развитие вербального мышления. Слово в зеркале.
дифференцировать чувства.
Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство.
Учимся сравнивать.
Что я чувствую?Найдите фигуры.Одинаковые?
Противоположные? Разные?
Существенное и
Развитие вербального мышления Ошибки в
несущественное.
изображениях. Существенные и несущественные
Развитие внимания
Какие
слова легче.
Стенографы.
признаки.Такие
разные
лица.
Замените символы цифрами. Объясните поговорки.
Развитие умения различать виды Найдите фигуры. Понимание пословиц. Какое бывает
поведения.
поведение?
Познание своего поведения.
Вид комнаты сверху. Понимание пословиц. Я узнаю

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
13

27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.

34.

себя.
Развитие умения различать виды Найдите фигуры.Выразите разными словами. Кто это?
поведения.
Учимся договариваться.
Делаем вместе.Какое это понятие?Как попросить и
отказать.
Развитие логического
Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия.
мышления.
Вылепите фигуру.
Чувства бывают разные
Муха.Сравниваем понятия.Как преодолеть плохое
настроение?
Развитие логического мышления Стенографы. Дополните до куба. Сравниваем понятия.
Кто это?
Развитие воображения.
Придумайте предметы. Разделите понятия.Г оворящая
надпись.
Развитие пространственных
Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите фигуру.
представлений.
Развитие логических форм
«Рисуем в уме» в уме.Определите вид суждения.
вербального мышления.
Что я могу сказать о себе хорошее?
Развитие пространственных
Переворот фигур.Найдите фигуры.Измените форму, не
представлений.
меняя содержания. Угадайте выражение лица.
Развитие мышления (гибкость и Замените цифры буквами.Измените форму, не меняя
анализ через синтез).
содержания. Угадайте выражение лица.
Учимся различать эмоции.
Какие бывают эмоции.Переворот фигур.Измените
форму, не меняя содержания.
Развитие воображения.
Соедините точки.Учимся различать эмоции.Измените
форму, не меняя содержания.
Учимся сотрудничать.
Называйте и считайте. Учимся рассуждать.А что сказал
бы ты?
Учимся договариваться и
Найдите фигуру. Учимся рассуждать. А что сказал бы
уступать.
ты?
Учимся решать проблемы
Переворот фигур. Учимся рассуждать. А что сказал бы
вместе.
ты?
Учимся рассуждать.
Я - ромашка.Замените буквы цифрами. Учимся
рассуждать.
Мои достоинства и недостатки. Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что я могу сказать
о себе хорошее?
Развитие логического
Развёртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая
мышления.
надпись.
Я повзрослел.
Осознание различия между агрессией и агрессивностью.
Работа со сказкой «Лабиринт души». Работа в тетради
«Я повзрослел». Коллективное обсуждение «Символ
моего Я». «Спрячь игрушку».
Я и мои друзья.
Обсуждение проблем подростковой дружбы.«Самое
длинное».«Красивые поступки».«Общая рука».
Работа со сказкой «Светлячок».
Итоговое занятие. Итоговая
Фестиваль полюбившихся игр. Выставка работ.
диагностика
Вручение дипломов «Самый умный», «Самый
любознательный», «Самый активный».

6 класс
N п/п Тема занятия
1.
Диагностика

Содержание
Диагностика ВПФ

2.

Я повзрослел

3.

У меня появилась агрессия

4.

5.
6.

7.

8.
9.

10.
14

11.

12.
13.

14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Работа со сказкой. Лабиринт души (Т.Шмидт) Работа в
тетради. Коллективное обсуждение. «Символ моего Я»
«Спрячь игрушку»

«Агрессия и развитие»Работа в тетради.«Золотые мысли»
«Ассоциации»Работа со сказкой. Сказка про Рона.
Как выглядит агрессивный
«Покажи агрессию»«Кто из них
человек?
агрессивный»«Агрессивный ... продавец»«Отбросить
старое, чтобы измениться» Работа со сказкой. Время
(О.Горбушина) Работа в тетради.
Как звучит агрессия?
«Свет
мой зеркальце»«Трудно»«Если
я сильный.»Работа
«Моя реакция
на агрессию «Как поступить
спритчей.
Притча «Живот с пристежками»
конструктивно?»
Конструктивное реагирование на «Эпиграф занятия»«Чем недовольны родители?»«Чем
агрессию
недовольны подростки?» «Подростки не понимают.
Родители не понимают.»«Учимся договариваться»Работа
со сказкой. Сказка про Крича (М.Кирсанова)
Практическая работа
«Эпиграф занятия»«На приеме у психолога»«Мои маски»
«Управление гневом»
Работа в тетради.«Рисунок маски»Работа с притчей. «Дом
масок»
Агрессия во взаимоотношениях «Эпиграф занятия»«На приеме у психолога». Работа с
между родителями и детьми
притчей. «Глиндум-Фря» «Маски»
Учимся договариваться
«Эпиграф занятия»«Портрет» «В чем
проблема?»«Ассоциации» «Символ моей веры в
себя»Работа со сказкой. Про мальчика Неудоба
Практическая работа «Договор» «Эпиграф»«Копилка источников уверенности» Работа в
тетради «Мои источники уверенности» «Мои
ресурсы»Работа с рассказом
Зачем человеку нужна
«Эпиграф»«Маски неуверенности»Работа в тетради
уверенность в себе
«Какое поведение у ребят»Работа с рассказом «Надень
маску»«На приеме у психолога»
Работа со сказкой - Маленькая волна (К. Ступницкая)
Источники уверенности в себе «Эпиграф»«Высказывания»Работа со сказкой. Молодое
дерево (К. Ступницкая)
Какого человека мы называем «Эпиграф занятия»«Я горжусь»«Звезда
неуверенным в себе
самоуважения»«Волшебное зеркало»Работа со сказкой.
На дне моря (Н.Шилова)
Практическая работа «Признаки «Эпиграф»«За что я
уверенного, неуверенного и
уважаю...»«Портрет»«Подумай»Работа со сказкой.
агрессивного человека»
Превращение. Марго.
Я становлюсь увереннее
«Эпиграф»
«С кем бы я мог согласиться?» «Золотые фразы»
Уверенность и самоуважение
«Эпиграф»«Портрет»Работа со сказкой. Сказка про
телефончик.
Уверенность и уважение к
«Эпиграф» Работа в тетради «Закончи предложение»
другим
Уверенность в себе и
«Эпиграф» «Кто нуждается в милосердии?» «Качества
милосердие
милосердного человека»
Уверенность в себе и
«Эпиграф» Работа в тетради «Корзинка непослушания»
непокорность
Практическая работа «Умение «Эпиграф»«Станем американцами»
сказать «нет»
Работа со сказкой. Верба (И.Орлова)
Что такое конфликт?
«Эпиграф»«Как выглядит человек в конфликте?»
«Конфликт - это хорошо или плохо?»
Конфликты в школе, дома, на «Эпиграф»Работа в тетради «Конфликтные ситуации»
улице
Работа со сказкой. Сказка про цветной снег.

23.

Способы поведения в
конфликте

24.

Тест «Стиль поведения в
конфликте»
Конструктивное разрешение
конфликтов

25.
26.

Практическая работа «Стили
поведения в конфликтах»

27.

Конфликт как возможность
развития
Г отовность к разрешению
конфликта
Практическая работа «Деловая
игра «Конфликт»

28.
29.
30.
31.
32.
33.
15

34.

Ценности и жизненный путь
человека

«Эпиграф»«Разыграем конфликт»«Как остаться
спокойным»Работа со сказкой. Подумай обо мне.
«Конфликт как возможность» «Стиль входа в конфликт»
«Рисунок моего стиля»
«Эпиграф»Тест «Стиль поведения в конфликте»
«Эпиграф»«Как выиграть обоим участникам конфликта?»
«Попробуем договориться»
«Эпиграф»«Основные стили поведения в конфликте»
Работа в тетради«Как проявляются способы поведения в
конфликте»
«Эпиграф»«В чем выгода» «В стране вещей»
«Эпиграф»Работа со сказкой. Город.
«Эпиграф»«Я в будущем»
Работа со сказкой. Сказка про мячик, который забыл, что
он волшебный.

«Эпиграф»«Ценности и выбор профессии»
Работа со сказкой. Сказка про еловую шишечку.
Тест «Ценностные ориентации» «Эпиграф»
Тест «Ценностные ориентации»
Ценности подростков
«Эпиграф»
«Спор ценностей»
Практическая работа «Мои
«Эпиграф»
ценности»
«Г ерб моих ценностей»
Заключительное занятие.
Подведение итогов
Итоговая диагностика

7 класс
N п/п Тема занятия
1 Вводное занятие

2

Стартовая диагностика
интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер в
начале годя

3

Раздел 1. Развитие личностномотивационной сферы

Содержание
Правила техники безопасности на занятиях, выработка и
принятие правил индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие
ритуалов приветствия и прощания.
Определение уровня интеллектуального и личностного
развития обучающихся

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и
других невротических комплексов. Развитие навыков
совместной деятельности и чувства ответственности за
принятое решение. Формирование навыков построения
внутреннего плана действий, овладение приемами
самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности. Формирование адекватной самооценки.

4

Раздел 2. Развитие
познавательной сферы (

5

Раздел 3. Развитие
профессионального
самоопределения

6

Итоговая диагностика
интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер в
конце года

7

Итоговое занятие.

8 класс:
N п/п Тема занятия
1 Вводное занятие
16

2

Стартовая диагностика
интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер в
начале годя

3

Раздел 1. Развитие личностномотивационной сферы

4

Раздел 2. Развитие
познавательной сферы

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной,
вербальной. Развитие произвольности, устойчивости,
распределения, переключения и концентрации внимания.
Развитие сложных форм мышления: логического
мышления,
абстрагирование,
установление
закономерностей.
Развитие
словесно-логического
мышления, построения умозаключений по аналогии.
Представления человека о себе, своих личных качествах,
«Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит
индивидуальность
и
неповторимость
личности?
Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и
общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и
профессиональное самоопределение. Составление словаря
профессий. Личностные особенности и выбор профессии.
Особенности характера и темперамента.
Определение уровня интеллектуального и личностного
развития обучающихся

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений).
Итоговая диагностика уровня интеллектуального и
личностного развития обучающихся.

Содержание
Правила техники безопасности на занятиях, выработка и
принятие правил индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие
ритуалов приветствия и прощания.
Определение уровня интеллектуального и личностного
развития обучающихся

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и
других невротических комплексов. Развитие навыков
совместной деятельности и чувства ответственности за
принятое решение. Формирование навыков построения
внутреннего плана действий, овладение приемами
самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности. Формирование адекватной самооценки.
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной,
вербальной. Развитие произвольности, устойчивости,
распределения, переключения и концентрации внимания.
Развитие сложных форм мышления: логического
мышления,
абстрагирование,
установление
закономерностей.
Развитие
словесно-логического
мышления, построения умозаключений по аналогии.

5

Раздел 3. Развитие
профессионального
самоопределения

6

Итоговая диагностика
интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер в
конце года

7

Итоговое занятие.

Представления человека о себе, своих личных качествах,
«Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит
индивидуальность
и
неповторимость
личности?
Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и
общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и
профессиональное самоопределение. Составление словаря
профессий. Личностные особенности и выбор профессии.
Особенности характера и темперамента.
Определение уровня интеллектуального и личностного
развития обучающихся

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений).

9 класс
N п/п Тема занятия
1. Вводное занятие

2.

17

3.

4.

5.

6.

Содержание
Правила техники безопасности на занятиях, выработка и
принятие правил индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие
ритуалов приветствия и прощания.
Стартовая диагностика
Определение уровня интеллектуального и личностного
интеллектуальной и
развития обучающихся в начале и конце учебного года.
эмоционально-волевой сфер (2ч). Проводится обязательное тестирование уровня утомления
и работоспособности, по результатам которого даются
рекомендации педагогами и родителям.
Раздел 1. Подросток и его
Формирование навыков построения внутреннего плана
психосоциальная компетентность действий. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие
навыков поведения в конфликтных ситуациях. Создание
условий для обращения подростков к собственному опыту
общения на модели игровой ситуации.
Раздел 2. Развитие
Знакомство
с
методами
тренировки
внимания,
познавательной сферы
эффективного запоминания, тренировки мышления.
Развитие творческого мышления. Психологическая
готовность
Раздел 3. Развитие
Знакомствок сэкзаменам.
профессиями, востребованными в стране,
профессионального
регионе. Учебные заведения региона. Определение типа
самоопределения
будущей профессии, учитывая склонности, интересы,
способности. Зависимость жизненных планов, карьерных
устремлений человека от состояния здоровья. Составление
индивидуальной траектории профессионального развития.
Итоговое занятие.
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений).
Итоговая диагностика уровня интеллектуального и
личностного развития обучающихся
ЛИТЕРАТУРА

1.
Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
2.
Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей
с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
3.
Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий
развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1.
4.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для
учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. —

М.: АРКТИ, 2001.
5.
Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в
развитии. — М., 1973.
6.
7.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.:
ИНТЕРПРАКС, 1994.
7.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
8.
Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
9.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:
ВЛАДОС, 1995.
10.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. —
Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
11.
Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.:
Педагогика, 1990.

18

ПРИЛОЖЕНИЕ

19

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ МОДУЛЬ
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с
ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся, а так же
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и
административных работников
Консультационная работа
Консультирование
1.Разработка плана
Сотрудничество с
Педагог-психолог
педагогических
консультативной
педагогами в решении
работников по выбору
работы с ребенком,
проблемных ситуаций;
индивидуальнородителями, классом,
ориентированных методов работниками школы.
и приёмов работы с
2.Индивидуальные,
обучающимся с ОВЗ
групповые,
тематические
консультации.
3. Семинары, тренинги
по запросу педагогов.
Консультирование
1.Разработка плана
Повышение
Педагог-психолог
обучающихся по
консультативной
психологической
выявленных проблемам,
работы с ребенком.
культуры;
оказание превентивной
2.Рекомендации,
положительная
помощи.
приёмы,
динамика ситуации;
упражнения и др.
материалы.
Консультирование
1.Разработка плана
Повышение
Педагог-психолог
родителей (законных
консультативной
психологической
представителей) по
работы с родителями. компетентности
вопросам инклюзивного
2.Рекомендации,
родителей; снижение
образования, выбора
приёмы, упражнения родительской
стратегии воспитания,
и др. материалы.
тревожности;
психологопсихологическая
физиологическим
помощь родителям в
особенностям детей.
решении проблем,
связанных с детьми, в
осознании собственной
позиции и
актуализации
личностных ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».