Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда» 400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5 тел. 8 (8442) 54-57-43; электронная почта v.school89@mail.ru; официальный сайт http://89.volgogradschool.ru/ Согласовано на педагогическом совете протокол от 31.08.2018 г. № 1 Председатель педагогического совета ____________ Е.А. Андреева 31.08.2018 г. Андреева Елена Анатольевна Введено в действие Приказом № 461 от 31.08.2018г. Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда» ____________Е.А. Андреева «31» августа 2018 г. Андреева Елена Анатольевна 1.2.643.3.131.1.1=120C3334343730343438343 33938, 1.2.643.100.3=120B3034333933353437353732 , email=v.scholl89@mail.ru, c=RU, st=Волгоградская область, l=Волгоград, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 89 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА", givenName=Елена Анатольевна, sn=Андреева, cn=Андреева Елена Анатольевна ПОЛОЖЕНИЕ «31» августа 2018 г. № 01 – 13 - 49 о социально-психологической службе МОУ СШ № 89 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о социально – психологической службе (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Законом РФ от 24.07.1998 № 124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., № 120-ФЗ, (с изменениями и дополнениями); - Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда» (с изменениями и дополнениями) (далее – МОУ СШ № 89). 1.2. Социально-психологическая служба МОУ СШ № 89 (далее – СПС) профессиональное объединение психолога, социального педагога, классных руководителей, главной целью функционирования которого является обеспечение педагогически целесообразных условий для развития личности и поддержания психического и физического здоровья учащихся, содействие становлению индивидуальности, развитию способностей и склонностей личности, создание развивающей, психологически комфортной среды. 1.3. Социально-психологическая служба работает в тесном контакте с педагогическим Советом, методическим объединением классных руководителей, администрацией школы, медицинскими работниками, а также родителями (законными представителями), с органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающих образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. 1.4. Социально-психологическая служба создается приказом директора общеобразовательного учреждения. 1.5. Руководителем социально - психологической службы назначается заместитель директора по воспитательной работе. 2. Основные принципы деятельности социально-психологической службы - принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном и постоянном сотрудничестве специалистов СПС с другими педагогическими работниками школы по разрешению социально-психологических проблем, конфликтных ситуаций и созданию педагогически ориентированной среды в учебном заведении, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи; - личностно-ориентированный подход, который основывается на гуманном отношении к личности, уважении прав и свобод как учащихся и воспитанников, так и педагогов; оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; поощрении творческой деятельности; - позитивное восприятие личности, означающее поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств личности, основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности; - конфиденциальность, предусматривающая установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность отношений между работниками социальнопсихологической службы и учащимися, родителями (законными представителями), педагогами. 3. Задачи социально-психологической службы. 3.1. Обеспечение индивидуального подхода к ребенку. 3.2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах возрастного развития. 3.3. Оказание педагогической и психологической помощи родителям (законным представителям) обучающимся, педагогам. 3.4. Содействие в установлении и поддержании здорового микроклимата в учительском и ученическом коллективах 3.5. Содействие формированию у обучающихся уважительного отношения к Уставу школы, общественным нормам поведения и здоровому образу жизни; воспитание законопослушных граждан. 3.6. Непрерывное повышение психологической грамотности участников образовательного процесса 4. Основные направления деятельности социально-психологической службы. Социально-психологическая служба школы функционирует как целостная система практического направления, основными видами деятельности которой являются: 4.1. Социально-педагогическое и психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников потребности в социально - психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития; создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; 4.2. Социально-педагогическая и психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям), по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития; 4.3. Социально-педагогическая и психологическая диагностика – углубленное психологопедагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, еѐ потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации. Диагностика социальной среды обучающихся (семья, круг общения, интересы и потребности). Общая диагностика контингента учащихся, уровня распространенности насилия среди учащихся, социологическое обследование родительского контингента, диагностика уровня жизни. Исследование степени удовлетворенности учащихся и родителей школьной средой. Прогнозирование трудоустройства выпускников, организации летнего отдыха учащихся. Диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами учащихся МОУ СШ № 89; 4.4. Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение еѐ индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности психолога, врачей, социального педагога и других специалистов; 4.5. Консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания, обучения посредством психологического консультирования. 5.Функции службы. 5.1. Диагностическая функция: - выявление причин и характера отклонений в поведении и учении; - изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе; - отслеживание и анализ динамики развития учащихся и классных коллективов. 5.2. Коррекционно-развивающая функция: - разработка и проведение программ развития потенциальных возможностей ученика; - выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия; - проектирование систем социально-психологических мероприятий по решению конкретных проблем. 5.3. Реабилитирующая функция: - защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательныеили семейные условия; - семейная реабилитация:повышение статуса ребенка в семье, - разработка рекомендаций по эффективному воспитанию ребенка, развития его потенциальных возможностей; - профилактика психического и физического воздействия на ребенка в семье. - психолого-педагогическая поддержка подростка в кризисной ситуации. 5.4. Воспитательная функция: - разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся "группы риска"; 5.5. Профилактическая функция: - разработка мероприятий по профилактике и предупреждению неуспеваемости, - пропаганда здорового образа жизни,просветительская работа с родителями учащихся. 6. Содержание деятельности 6.1. Первичная помощь участникам образовательного процесса в МОУ СШ № 89 оказывается психологом и социальным педагогом или группой специалистов с их участием. 6.2. Изучение личностного развития учащихся и организация коррекционной, развивающей работы. 6.3. Социально-психологическая диагностика с целью выявления личностных проблем обучающихся, семьи. 6.4. Защита прав и интересов обуающихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях. 6.5. Защита и индивидуальная работа с обучающимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых. 6.6. Раннее выявление неблагополучных семей, уровня семейного воспитания. 6.8.. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) и педагогов. 6.9.Консультирование и специализированная помощь обучающимся в профессиональном самоопределении. 6.10. Оказание помощи в разрешении социально-психологических проблем, связанных с обучающимися. 6.11. Повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей (законных представителей), педагогов. 6.12. Развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, обучащимися и родителями (законными представителями). 7.Организация деятельности социально-психологической службы. 7.1.Заседания СПС проводятся по мере готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы. 7.2.Заседание СПС может быть созвано его руководителем в экстренном порядке. 7.3.Заседания СПС оформляются протоколом. 7.4.Организация заседаний проводится в три этапа: - подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов, рекомендаций; - основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций, утверждение программы коррекционной работы с учащимися. - итоговый: обсуждение результатов коррекционной и развивающей работы всеми членами СПС в рамках представленной проблемы (ситуации). 8. Обязанности членов социально-психологической службы: 8.1. Руководствоваться Уставом МОУ СШ № 89, настоящим Положением и утверждѐнным планом работы. 8.2. Специалисты службы обязаны всегда действовать в интересах ребѐнка. 8.3. Вести работу только в рамках своей компетенции, нести персональную ответственность за качество работы. 8.4. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы. 8.5. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции. 8.6. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) учащихся; 8.7. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы; 8.8. Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта. 8.9. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д., а также в проводимых вышестоящими организациями социальных и психологических конференциях и семинарах. 9. Права членов социально-психологической службы: 9.1. Присутствовать на уроках и мероприятиях, проводимых другими педагогическими работниками в пределах своей компетенции. 9.2. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией и медицинскими картами. 9.3. Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами); 9.4. Иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией; 9.5. Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику; 9.6. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения; 9.7. Обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы; 9.8. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 10. Ответственность. Работники социально-психологической службы несут ответственность за: 10.1. Компетентность принимаемых решений; конфиденциальность и педагогический такт. 10.2. Выполнение функциональных обязанностей. 10.3. Выполнение утвержденного плана работы. 10.4. Своевременное предоставление отчетности установленной формы. 10.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ. 10.6. За причинение морального или материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством РФ. 11. Документация и отчетность социально-психологической службы. Социально-психологическая служба должна иметь следующую документацию: 11.1. Годовой план работы, утвержденный директором МОУ СШ № 89 11.2. План индивидуального и группового сопровождения учащихся, педагогов, родителей (законных представителей). 11.3. Банк данных на учащихся «группы риска», неблагополучные семьи и т.п. 11.4. Социальные паспорта классов. 11.5. Акты обследования жилищно-бытовых условий учащихся. 11.6. Карты психолого-педагогической помощи учащимся. 11.7. Протоколы заседаний СПС хранятся в делопроизводстве заместителя директора по воспитательной работе. 11.8. Рекомендации СПС доводятся до администрации на совещаниях при директоре, затем выносятся на педагогические советы, малые педагогические советы, совещания с педагогическим коллективом, заседания МО.