Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5
тел. 8 (8442) 54-57-43; электронная почта school89@volgadmin.ru;
официальный сайт http://89.volgogradschool.ru/
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МОУ СШ № 89
Протокол
от «01» сентября 2023 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
цифровой
Директор Подписано
подписью: Директор
Директор МОУ СШ № 89
СШ № 89 Лытаева
МОУ СШ № МОУ
__________ Лытаева Л.В.
Л.В.
cn=Директор МОУ
Приказ
89 Лытаева DN:
СШ № 89 Лытаева Л.В.,
email=school89@volga
от «01» сентября 2023 г. № 56 Л.В.
dmin.ru, c=RU
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Моя художественная практика»
(1-4классы)
Срок реализации программы - 4 года
Автор: Подгорнова Оксана Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
Волгоград
2025
1
Содержание программы
1
Разделы программы
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
стр.3-7
1.1.
Пояснительная записка
стр.3
1.2.
Цель и задачи программы
стр.4
1.3.
Планируемые результаты
стр.6
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»:
Первый год обучения
Второй год обучения
Третий год обучения
Четвертый год обучения
Учебно-методическое обеспечение курса
Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
2 класс (34 часа)
3 класс (34 часа)
4 класс (34 часа)
Список литературы и интернет-ресурсы
стр.7-21
стр.7
стр.13
стр. 15
стр. 15
стр.21
2
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя художественная
практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (утверждѐн Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учѐтом
Федеральной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное
искусство» для 1-4 классов образовательных учреждений (Москва, 2025). При разработке
рабочей программы курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика»
использовались возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями
системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями
культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Цель программы - создание условий для проявления творческих способностей
обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных
видах художественно-творческой деятельности .
Задачи программы:
1) развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства
и детского творчества;
2) формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры,
выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты
человека и природы;
3) знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически
доступным разнообразием художественных материалов;
4) овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуальнопространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна;
5) приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы
различными художественными материалами .
Сроки освоения. На реализацию программы в 1-м классе отводится 33 часа (1 раз
в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объѐм составляет 135
часов.
Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной
программой следующие:
- художественно-творческая практика;
- творческие занятия;
- творческий проект;
- выставка-конкурс;
- квест;
- пленэр и фотопленэр;
- мастер-класс;
- экскурсии;
- виртуальные путешествия и др .
Основным видом деятельности на занятиях курса «Моя художественная практика»
является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в
парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное
количество времени отводится для художественно-творческой практики как формы
освоения основ изобразительной грамоты.
3
Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными
предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика».
Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах:
- выставки: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или реальном
формате), районные, городские и т.д .;
- выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
- защиты проектов.
Содержание курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика»
Содержание программы внеурочной деятельности распределено и структурно
представлено модулями (тематическими линиями) для каждого класса (по годам
обучения) .
1 класс (первый год обучения)
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники
исполнения . Техника безопасности .Декоративно-прикладная практика.
Содержание. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми: превращение листьев в элемент
узора; орнамент и форма посуды. Узор на крыльях бабочки. Декоративное рисование.
Игрушки из нехудожественных материалов. Проект ювелирных украшений. Дизайн
предмета: изготовление нарядной упаковки путѐм складывания бумаги и аппликации .
Оригами — создание игрушки для новогодней ѐлки . Создание воздушных подвесок для
оформления интерьера. Замкнутый орнамент печенья «тетѐрочки» .
Виды деятельности.
Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над
переводом реальных объектов природы в декоративные (листья в элемент узора, шишки в
ѐлочные игрушки); создание декоративной композиции в технике аппликации;
выполнение росписи по мотивам хохломской, городецкой росписи; декоративное
рисование; работа над проектом ювелирных украшений (монотипия или Paint); освоение
техники оригами и приѐмов работы над дизайном упаковки; фотографирование.
Форма организации. Мастер-класс; игра «Ювелиры»; коллективная работа и
работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом
блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
2 класс (второй год обучения)
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники
исполнения . Техника безопасности .
Декоративно-прикладная практика
Содержание. Декоративное панно по мотивам различных народных промыслов.
Декоративная композиция . Маски для маскарада . Поделки из подручных
нехудожественных материалов. Декоративное изображение животных в игрушках
народных промыслов. Декор одежды человека. Композиция- импровизация по мотивам
палехской росписи; коллаж-аппликация из изображений людей в исторических костюмах.
Компьютерный проект украшений (связь с модулем «Азбука цифровой графики») .
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: роспись и украшение орнаментом посуды по мотивам разных промыслов;
работа над декоративной композицией маски, новогодней ѐлки, декоративной
композицией в полосе по мотивам «тарарушек» Полховского Майдана; освоение техники
коллажа, обрывной аппликации; создание композиции-импровизации на тему
исторических и народных костюмов .
Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; сюжетная
игра-конкурс «Накроем стол для чая»; мастер-класс; индивидуальная и коллективная
4
работа, работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате .
3 класс (третий год обучения)
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Материалы, инструменты, техники
исполнения . Аквагрим . Техника безопасности .
Декоративно-прикладная практика
Содержание.
Роспись пластилиновой фигурки по мотивам росписи гжельской майолики (связь с
модулем «Скульптура»).
Декоративная цветочная композиция .
Маски сказочных героев.
Орнаменты для росписи ткани.
Декоративная композиция по мотивам народных текстильных лоскутных композиций.
Проект сувениров из нехудожественных материалов.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: выполнение декоративной композиции по мотивам народных текстильных
лоскутных композиций (разработка эскиза с помощью компьютерной графики, связь с
модулем «Азбука цифровой графики»); украшение росписью, орнаментом изделий из
пластилина (глины) по мотивам гжельской майолики; работа над цветочной композициейимпровизацией по мотивам традиционной росписи (жостовские или павловопосадские
цветы); разработка эскиза маски и выполнение маски в технике аппликации, коллажа или
аквагрима; создание проекта сувенира .
Форма организации. Художественно-творческая практика; занятие в
компьютерном классе школы; мастер-класс; коллективная работа и работа в творческих
группах; игра «Герои в масках аквагрима»; выставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате .
4 класс (четвѐртый год обучения)
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Художественные материалы для
линейного рисунка и их свойства (уголь, цветные мелки) . Графические техники
изображения (элементы аэрографии) .
Графическая практика
Содержание.
Пейзаж в графике .
Натюрморт в графике.
Освоение приѐма аэрографии в композиции «Космический пейзаж».
Рисование иллюстраций к былине, сказке, народной песне в лубочном стиле.
Изображение фигуры человека в движении.
Рисование интерьера.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: выполнение пейзажа в графике (уголь, мел) по материалам фотопленэра;
создание конструктивного рисунка предметов в натюрморте; освоение элементов
аэрографии при создании композиции на тему космоса; упражнения на изображение
человека в движении и освоение правил линейной и воздушной перспективы .
Форма организации. Художественно-творческая практика; фотопленэр; занятие в
районной или школьной библиотеке; мастер-класс; экскурсия; выставка творческих работ
на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате .
5
Планируемые результаты
Личностные результаты
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в
области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического,
экологического и трудового воспитания .
Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение
к своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций
отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве .
Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно-смысловых
ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально
значимые личностные качества, через коллективную творческую работу, которая создаѐт
условие для разных форм художественно- творческой деятельности и способствует
пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, раз- витию
чувства личной причастности к жизни общества .
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося . Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира,
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести
социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту
самосознания, осознанию себя как личности и члена общества .
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о
прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к
окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе,
труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и
художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы, а также через восприятие еѐ образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий,
приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественнотворческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе
достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта .
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные
представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать
пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тѐмное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в
пространственной среде и плоскостном изображении .
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов при самостоятельном
выполнении художественно-творческих заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определѐнных
учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства,
архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
6
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и
предметно-пространственную среду жизни человека;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и соответственно по назначению в
жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений.
Работа с информацией:
Использовать электронные образовательные ресурсы; выбирать источники для
получения информации: поисковые системы интернета, цифровые электронные средства,
справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на
основе установок и квестов, предложенных учителем .
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной
работы, принимать цель со- вместной деятельности, договариваться, ответственно
относиться к своей задаче по достижению общего результата .
Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны
внимательно относиться к
учебным задачам, выполнять их, соблюдать
последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, бережно
относиться к используемым материалам;
контролировать свою деятельность в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного
построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в
художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в
зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Первый год обучения
№ п/п
Теория
Модуль «Декоративноприкладное искусство».
Декоративноприкладная практика
1
Модуль и темы
Практика
1
13
Количество часов
Всего
14
Вводное занятие
(материалы,
инструменты, техники
работы; техника
безопасности)
1
1
7
2
3
4
5
6
7
8
«Волшебное превращение
листьев», аппликация
(превращение листьев в
элемент узора; силуэт,
симметричное
вырезывание;
аппликация; работа в
творческих группах;
фотографирование
готовых композиций)
«Чудо-посуда», панно
(роспись картонной
формы посуды узорами
городецкой и хохломской
росписи; орнамент в
полосе (рамка);
коллективная работа)
«Рисуем бабочку нитью»,
мастер-класс
(декоративное рисование:
рисунок бабочки с
помощью приѐмов нетрадиционной техники
изображения)
«Такие разные игрушки»,
мастер-класс (освоение
приѐмов изготовления
игрушек из
нехудожественных материалов (ниток, лоскутков)
Декоративное
рисование(украшаем
птиц, рыб, животных —
ящерку, жирафа и др .;
техника тинга-тинга или
техника на выбор; силуэт;
работа для выставки;
фотографирование
готовых работ)
«Ювелиры», сюжетная
игра (создание в технике
монотипии комплекта
украшений — бус,
ожерелья, браслета, серѐг
— для мамы, сестры, для
героев любимых книг
(добрых или злых) или
для времени года; вариант
задания: выпол нение
украшения в программе
Paint; индивидуальная
работа; компьютерный
класс (связь с модулем
«Азбука цифровой
графики»)
«Чем нарядим ѐлочку?»,
работа в технике оригами
(создание набора ѐлочных
игрушек в технике
оригами или создание
игрушек для украшения
ѐлки приѐмом
1
1
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
8
9
10
11
12
декорирования
природных форм,
например декорирование
сосновых шишек
бусинами)
«Нарядилась ѐлочка»,
конкурс (продолжение
темы 8: украшение ѐлки
готовыми игрушками;
фото графирование
композиции; конкурс
практических работ)
«Танцующие снежинки»,
воздушная подвеска
(создание украшения для
класса; коллективная
работа;
фотографирование
готовых работ)
«Хоровод из ѐлочек»,
украшение упаковки для
подарка, мастер-класс
(освоение приѐма
декорирования;
украшение упаковкикоробочки для подарка)
«Вьѐм весеннее печенье
«тетѐрочки», лепка (лепка
печенья (восьмѐрочка,
кудѐрушка, курушка,
вьюха, конѐчки, решето,
околышки и т.д.) из
элементов замкнутого
орнамента «тетѐрочки»;
фотографирование
готовых изделий)
1
1
1
1
1
1
1
1
Второй год обучения
№ п/п
Теория
Модуль «Декоративноприкладное искусство».
Декоративноприкладная практика
1
2
Модуль и темы
Практика
Количество часов
Всего
12
1
11
Вводное занятие
(знакомство с тематикой
занятий; материалы,
инструменты, техники
работы; техника
безопасности)
«В гостях у МухиЦокотухи» и «Чаепитие у
Федоры», декоративные
панно (сюжетная играконкурс «Накроем стол для
чаепития»; роспись картонной формы посуды по
мотивам разных
промыслов, украшение
орнаментом; работа над
декоративной
композицией в творческих
группах;
1
1
1
1
9
фотографирование
готовых панно)
3
4
5
6
7
8
«Нарядные игрушки»,
декоративная роспись
(роспись бумажной
конструкции игрушки по
мотивам игрушек народных промыслов, связь с
модулем «Архитектура»;
фотографирование
готовых игрушек)
«Маска из бумаги и не
только», мастер-класс
(освоение приёмов
создания маски в
различных техниках:
коллаж из цветной ткани,
обрывная аппликация,
работа с фантиками,
работа с природными
материалами и т . п .)
«Красивый наряд
новогодней ёлки»,
декоративная
композиция(выполнение
декоративной композиции
в разных техниках; работа
в паре; конкурс;
фотографирование
готовых работ)
«Костюмированный бал»,
композиция (создание
композицииимпровизации по мотивам
палехской росписи или
выполнение коллажааппликации из
изображений людей в
исторических костюмах из
журналов и интернета, или
композиция из
симметрично вырезанных
ажурных фигур в
костюмах; работа в твор
ческих группах;
фотографирование
готовых работ)
«Портрет Весныкрасны»(оформление в
технике аппликацииколлажа шаблона-силуэта;
украшение из цветов и
бабочек праздничного
платья с орнаментом и т . д
.; работа в творческих
группах для выставки;
фотографирование
готовых работ)
«Как игрушки-тарарушки
зиму прогнали»,
декоративная композиция
(выполнение
декоративной композиции
в полосе по мотивам
красочных фигуроктарарушек из Полховского
Майдана; коллективная
работа; фотографирование
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
1
1
10
готовых работ)
9
«Дизайн украшений»,
проект (создание дизайна
украшения для злой и для
доброй феи, для колдуна и
доброго воина; форма,
сочетание цветов; коллаж,
смешанная техника или
компьютерная графика
(связь с модулем «Азбука
цифровой графики»);
фотографирование
готовых работ)
1
1
Третий год обучения
№ п/п
Теория
Модуль «Декоративноприкладное искусство».
Декоративноприкладная практика
1
2
3
4
Модуль и темы
Практика
Количество часов
Всего
10
1
9
Вводное занятие
(знакомство с тематикой
занятий; материалы,
инструменты, техники
исполнения; аквагрим;
техника безопасности) .
«Лоскутная мозаика»
(работа в технике
аппликации или гуаши;
формат бумаги 15×15 см;
использование элементов
орнамента «изба»,
«колодец», «ѐлочка»,
«мельница», «пила»;
коллективная работа;
фотографирование
готовых работ)
«Коты и рыбки», серия
статуэток (роспись
пластилиновой фигурки
по мотивам росписи
гжельской майолики
(связь с модулем
«Скульптура»); работа для
выставки;
фотографирование
готовых работ)
«Цветочная
композиция»(создание
цветочной композиции,
поиск цветового решения
(связь с модулем
«Живопись»);
импровизация по мотивам
росписи жостовских или
павловопосадских цветов;
работа для выставки;
фотографи рование
готовых композиций)
1
1
2
2
1
1
2
2
11
5
6
«Маска-образ» (эскизы
масок сказочных героев;
выполнение масок по
эскизам в техниках
аппликации,
бумагопластики, коллажа
или игра «Герои в масках
аквагрима»; работа в
творческих группах;
фотографирование для
галереи образов)
«Волшебное
превращение», сувенир,
мастер-класс (выполнение
сувенира из
нехудожественных
материалов, например
пластиковых ложек (образ
кувшинки, тюльпаны,
божьей коровки и т. д.)
3
3
1
1
Четвѐртый год обучения
№ п/п
Теория
Модуль «Декоративноприкладное искусство».
Декоративноприкладная практика
1
2
3
4
Модуль и темы
Практика
1
11
Количество часов
Всего
12
Вводное занятие
(знакомство с тематикой
занятий; материалы,
инструменты, техники
исполнения; папье-маше;
металлопластика; техника
безопасности)
«Мировое древо»,
аппликация (эскиз;
создание аппликации по
мотивам русской
народной вышивки;
работа в творческих
группах;
фотографирование
готовых работ)
«Фантастическое
животное —
орнаментальный мотив»,
работа в технике папьемаше (создание эскиза
образа-символа в
архитектурном
орнаменте; воплощение
образа согласно эскизу в
материале (папье-маше из
яичных лот- ков);
роспись; коллективная
работа;
фотографирование
готовых работ)
«Звери и птицы в узорах
1
1
1
1
3
3
2
2
12
5
6
7
разных народов», рельеф
на фольге (создание
эскиза; выполнение
рельефа на фольге; работа
с картоном, пластилином,
алюминиевой фольгой;
коллективная
композиция;
фотографирование
готовых работ)
«Восточный мотив»,
декоративный натюрморт
(декорирование
орнаментом поверхности
силуэтов предметов;
чѐрный контур,
локальный цвет;
материалы: тонированная
бумага, гуашь, чѐрная
гелевая ручка, чѐрный
фломастер)
«Сказка на шкатулке»,
народный костюм (эскиз
на тему сюжета «Хозяйка
медной горы»,
«Алѐнушка и братец
Иванушка», «Аленький
цветочек», «Царевналягушка» и др .; создание
мужского и женского
народного костюма;
роспись; работа для
выставки;
фотографирование
готовых работ)
«Праздник в стиле
Городца», сюжетная
композиция-панно
(создание росписиимпровизации по
мотивам росписи
Городца; темы на выбор:
«Катание с гор»,
«Праздник Красной
горки», «Базар»,«На
площади», «У колодца»;
работа в творческих
группах, коллективная
работа; работа для
выставки;
фотографирование
готовых ком- позиций)
1
1
3
3
1
1
Учебно-методическое обеспечение курса
Возможные технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер для учителя (ноутбук);
-фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон).
13
Наглядные пособия:
- коллекция презентаций по темам занятий;
- коллекция презентаций с работами обучающихся;
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- муляжи для рисования;
- натюрмортный фонд (натура для изображения);
- электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др .
Занятия могут проводиться в компьютерном классе, актовом зале, библиотеке в
зависимости от темы занятия и от создания необходимых условий для организации
обучения.
Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественно-творческих
занятий:
- графические материалы (простые карандаши разной твѐрдости и мягкости — от ТМ до
6М, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь,
мел, тушь);
- живописные материалы (гуашь, акварель);
- пластические материалы (пластилин, глина);
- декоративные художественные материалы (аквагрим);
- бумага (цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для черчения, салфетки и
др .);
- кисти круглые (кисти «пони» или «белка», номера от № 2 до 16; кисти плоские синтетика, номера № 3, 4, 8; клей; ножницы; линейка;
- нехудожественные материалы (природные материалы - шишки, жѐлуди, листья и др .;
нитки «Ирис»; бисер; бусины; пайетки; лоскутки разноцветных тканей; узкая
изоляционная лента или малярный скотч; трубочки для сока, деревянные шпажки;
пластмассовая посуда - стаканчик, бутылочки от молочных продуктов, ложки, вилки;
алюминиевая фольга; мягкая металлическая проволока; яичные лотки и др .);
- материалы для макетирования, коллажа и др.;
- классная доска с набором креплений для таблиц, плакатов, иллюстраций, детских работ
и т.д.;
- ученические столы и стулья;
- стол для учителя .
Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных
(рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания,
разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона,
лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности:
работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из
ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ
педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми,
рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся,
подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в
качестве подарков.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая
часть дается в основном, в игровой форме. Методический прием «Занятие-игра»
дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность,
произвольное внимание и память.
14
Требования к уровню подготовки учащихся
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком
своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не
столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно
добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративноприкладного искусства может каждый, по -настоящему желающий этого ребенок.
Итоги занятий подводятся в форме отчетной выставки.
В результате обучения учащиеся должны знать:
-виды декоративно - прикладного творчества;
-народные художественные промыслы России и их историю;
-названия и назначение инструментов;
-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
-правила организации рабочего места;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
-правильно организовать рабочее место;
-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретѐнные навыки на
практике; -соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;
-выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
-сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять
самостоятельность.
Учебно-тематическое планирование 1 класс (33 ч.)
№
занятия
1
2
3-4
5-6
7
Дата
Кол-во
Тема
Материалы
часов
Тема 1. « Работа с природными материалами» 6 ч.
1
1
Вводное занятие. Знакомство с
материалами. Вводный
инструктаж. ТБ.
Экскурсия на школьный двор.
Сбор природных материалов.
Аппликация из листьев. Картина
из листьев.
Различные
материалы
для занятий
Природные материалы
Природные
материалы, клей,
картон.
Поделки из природных
Природные
2
материалов. Зверята. Пушистая
материалы,
овечка.
пластилин, проволока.
Тема 2. «Работа с пластичными материалами 7ч.
Инструктаж по ТБ. Лепка.
Пластилин, тонкая
1
Животные.
проволока, картон.
1
15
8-9
2
10-11
2
12-13
2
14
15
16-17
18-19
20
21-22
23-24
25-26
27-38
29-30
31
Обратная мозаика на прозрачной Пластилин,
основе.
прозрачные крышки.
Торцевание на пластилине.
Пластилин,
гофрированная
бумага, зубочистки.
Лепка из соленого теста. Ежик и Соленое тесто.
котик.
Тема 3. «Бумажный мир» 7 ч.
Инструктаж
поТБ.
1
Квиллинг.
Теория
и
приѐмы.
Простейшие
цветочки.
Квиллинг. Изготовление
1
цветущего дерева.
Полоски бумаги,
зубочистка, клей,
картон.
Полоски бумаги,
зубочистка, клей,
картон.
Папье- маше. Теория и приѐмы. Клей ПВА, бумага,
2
Изготовление вазы.
пластилин.
Пейп- Арт. Теория и приѐмы. Тарелка, клей,
2
Тарелка «под старину».
керапласт
(или соленое тесто),
клей
ПВА, салфетки,
акриловые краски,
лак.
Декупаж (на дереве). Теория и
Цветные салфетки,
1
приѐмы.
Украшение
клей
разделочной доски.
ПВА, акриловые
краски, лак.
Тема 4. «Расписные чудеса» 8 ч.
Инструктаж поТБ. Витраж.
Рамка со стеклом,
2
Теория и приѐмы. Витражные
витражные краски.
картинки.
Батик (роспись на ткани). Теория Х/б ткань, краски для
2
и приѐмы. Узелковый батик.
батика, утюг.
Салфетка.
Граттаж. Теория и приѐмы.
Акварель, восковая
2
Выцарапывание по воску «Зима». свеча, гуашь,
мыльный раствор.
Набрызг. Звѐздное небо.
Акриловые краски,
2
тонированная бумага.
Тема 5. «Свободная техника» 5 ч.
Инструктаж поТБ. Картины из
Яичная скорлупа.
2
яичной скорлупы.
«Вторая жизнь вещей». Салфетка Разноцветные
1
из фантиков.
фантики от конфет.
16
32
1
«Вторая жизнь вещей».
Коробочка для хранения.
Использованные
коробки, салфетки,
тесьма, бусины.
33
1
Выставка работ.
Работы учеников.
№
занятия
Дата
Учебно-тематическое планирование
2 класс (34 часа)
Количес
Тема
тво часов
Материалы
Тема 1. « Работа с природными материалами» 6 ч.
1
1
Вводное занятие. Материалы и
технологии. Инструктаж по ТБ.
Презентация, различные
материалы.
2
1
Экскурсия на школьный двор.
Сбор природных материалов.
Природные материалы.
3-4
5-6
Панно из различных семян.
Аппликация из тополиного
пуха «Бегемотики»
Поделки из природных
2
материалов. Дерево из
фисташек.
Тема 2. «Работа с пластичными материалами
2
7
1
8-9
2
Инструктаж поТБ. Лепка.
Животные.
Лепка. Рисование пластилином.
10-11
2
Торцевание на пластилине.
12-13
2
Лепка из соленого теста.
Магнитик.
Тема 3. «Бумажный мир» 9 ч.
14-15
2
16-17
2
18-19
2
20
1
21-22
2
Инструктаж поТБ
Квиллинг.
Теория и приѐмы. Салфетка.
Папье- маше. Теория и приѐмы.
Маска.
Пейп- Арт. Теория и приѐмы.
Старинная ваза.
Декупаж (на стекле). Теория и
приѐмы. Чаша.
Вытынанка. Теория и приѐмы.
Стакан для карандашей.
Семена, клей, картон.
Природные материалы,
скорлупа орехов, ракушки,
пластилин, проволока.
7 ч.
Пластилин, тонкая
проволока, картон.
Пластилин, тонкая
проволока, картон.
Пластилин, гофрированная
бумага, зубочистки.
Соленое тесто, магнит,
гуашь, лак.
Полоски бумаги,
зубочистка, клей, картон.
Полоски бумаги,
зубочистка, клей, картон.
Клей ПВА, бумага, ваза,
акриловые краски, лак.
Стакан, клей ПВА,
салфетки, акриловые
краски, лак.
акриловый лак, клей ПВА,
белая акриловая краска,
манная крупа, кисточки,
кусочек поролона,
ножницы.
17
Тема 4. «Расписные чудеса» 8 ч.
23-24
2
25-26
2
27-28
2
29
1
Инструктаж по ТБ . Мозаика.
Изготовление фоторамки из
дисков.
Мозаика из яичной скорлупы.
Граттаж. Цветной оттиск
«Сны лисички»
Цветной песок (соль, манка).
Теория и приѐмы.
Цветной песок
1
«Декоративная баночка».
Тема 5. «Свободная техника» 4 ч.
30
31-32
2
33
1
34
1
Фоамиран. Теория и приѐмы.
Розочка.
«Вторая жизнь вещей». Бабочка
из пластика.
Выставка работ.
Диск, клей, цв.картон.
Яичная скорлупа, клей,
картон.
Акварель, восковая свеча,
гуашь, мыльный раствор.
Соль, манка, красители
пищевые.
Соль, манка, красители
пищевые, баночка
Фоамиран, утюг, проволока,
гофр. бумага.
Пластиковые бутылки, утюг,
краски акриловые.
проволока.
Работы учеников.
Учебно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)
Дата
Количество
Тема
часов
Тема 1. « Работа с природными материалами» 6 ч.
Материалы
1
1
Вводное занятие. Материалы и
технологии. Инструктаж по ТБ.
Презентация, различные
материалы.
2
1
Экскурсия на школьный двор.
Сбор природных материалов.
Природные материалы.
3-4
5-6
Аппликация из плодов. Семян и Семена, клей, картон.
цветов.
Поделки из природных
Природные материалы,
2
материалов. Брошка. Ёжик из
скорлупа орехов, ракушки,
шишек.
пластилин, проволока.
Тема 2. «Работа с пластичными материалами 7 ч.
2
7
1
8-9
2
10-11
2
12-13
2
Инструктаж по ТБ. Лепка.
Пластилин, тонкая
проволока, картон.
Пластилинографика. Смешанная Пластилин, тонкая
техника.
проволока, картон.
Торцевание на пластилине.
Пластилин, гофрированная
бумага, зубочистки.
Лепка из соленого теста.
Соленое тесто, магнит,
Подсвечник.
гуашь, лак.
Тема 3. «Бумажный мир» 7 ч.
18
14
1
15
1
16
1
17
1
18
19
1
1
20
1
21-22
2
23-24
2
25-26
2
27-28
2
29
1
30-31
2
32-33
2
34
1
Инструктаж по ТБ.
Квиллинг. Теория и приѐмы.
Аппликация «Петушок».
Модульное оригами. Теория и
приѐмы.
Модульное оригами. Объемные
фигуры на основе формы
«чаша».
Пергамано (работа с калькой).
Ознакомление.
Картонаж. Ознакомление.
Бумагопластика. Букет цветов.
Бумагопластика.
Конструирование замка.
Тема 4. «Расписные чудеса» 8 ч.
Бумага, клей.
Бумага, клей.
Бумага, клей.
Бумага, клей.
Коробочка, цветная бумага,
Бумага, клей.
Бумага, клей.
Инструктаж по ТБ. Мозаика из Клей, различные
различных материалов.
материалы.
Граттаж.
Акварель, восковая свеча,
гуашь, мыльный раствор.
Жостовские мотивы. Теория и
Деревянная шкатулка,
приемы. Роспись маслом
масляные краски.
шкатулки.
Хохлома. Роспись тарелки.
Одноразовая тарелка,
акриловые краски красного,
желтого и черного цветов,
бесцветный лак, орнамент
будущей росписи.
Тема 5. «Свободная техника» 6 ч
Инструктаж по ТБ. Валяние.
Теория и приемы. Бусы из
шариков.
Валяние. Кактус.
Шерсть для валяния.
Флористика. Теория и приемы.
Цветы из фетра.
Итоговое занятие. Выставка
работ.
Фетр.
Шерсть для валяния.
Учебно-тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№
занятия
Дата
Количество Тема
Материалы
часов
Тема 1. « Работа с природными материалами» 6 ч.
1
1
2
1
Вводное занятие. Материалы и
Презентация, различные
технологии. Инструктаж по ТБ.
материалы.
Экскурсия на школьный двор. Сбор Природные материалы.
природных материалов.
19
3-4
5-6
Аппликация из плодов. Семян и Семена, клей, картон.
цветов. Сказочная птица.
Поделки из природных материалов. Природные материалы,
2
Осенний топиарий.
скорлупа орехов,
ракушки, пластилин,
проволока, ветка,
горшочек, гипс.
Тема 2. «Работа с пластичными материалами 7 ч.
2
7
8-9
1
2
10-11
2
12-13
2
14-15
2
16-17
2
18
1
19-20
2
21-22
2
23-24
2
Инструктаж по ТБ. Лепка.
Пластилинографика. Смешанная
техника.
Торцевание на пластилине.
Инструктаж по ТБ. Лепка.
Пластилин, тонкая
проволока, картон.
Пластилин,
гофрированная бумага,
зубочистки.
Лепка из соленого теста. Картина. Соленое тесто, гуашь,
лак.
Тема 3. «Бумажный мир» 7 ч.
Квиллинг. Теория и
Панно «Букет цветов».
приѐмы. Бумага для квиллинга,
клей пва, зубочистки.
булавочки
Модульное оригами. Теория и
Бумага, клей.
приѐмы. Лебедь.
Цветы- сладкий подарок
Бумага, клей.
(гофрированная бумага.
Оригами. Теория и приемы.
Бумага, клей.
Кусудама.
Тема 4. «Расписные чудеса» 4 ч.
Работа с крупой. Фасоль. Ночная
Крупы, клей ПВА,
сказка.
картон, рамка.
Батик холодный и горячий. Теория Краски для батика, ткань.
и приемы. Картина на ткани.
Тема 5. «Свободная техника» 10 ч.
25-27
3
28-30
3
31-33
3
34
1
Топиарий- дерево счастья из кофе.
Теория и приемы.
Зерна кофе, ветка, клей,
горшочек, ленты
атласные.
Плетение из газет. Теория и
Газеты, клей, картинки,
приемы. Корзина.
краски, лак.
Валяние шерсти по «мокрому». Шерсть для валяния,
Украшение «Цветок»
мыло.
Итоговое занятие. Отчетная
выставка .
20
Список литературы и интернет-ресурсы:
1.1. М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия
развития, 2021 г. – 203 с.
2.Л. Арсеньтьева Лучшие оригами. 250 оригинальных моделей. М.: Рипол классик
дом XXI век – 2020 г. – 189 с.
3. Зимина Н. В. Шедевры из солѐного теста. М.: ООО ТД Мир книги, 2009. -190 с
http://stranamasterov.ru
http://skyki-net.ru
http://adalin.mospsy.ru
http://marrietta.ru
http://ejka.ru
http://subscribe.ru
http://allforchildren.ru
21