Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность 1-4 кл.

Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда»
400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5
тел. 8 (8442) 54-57-43; электронная почта school89@volgadmin.ru;
официальный сайт http://89.volgogradschool.ru/
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО учителей
начальных классов

Заместитель директора по
УВР

Директор МОУ СШ № 89

Лытаева Л.В.
Ягубова Н.Н.
Приказ
№
40
от
«01»
сентября
Бородина Е.A.
Протокол № 1 от «29»
2025 г.
Протокол № 1 от «29»
августа 2025 г.
августа 2025 г.

Директор
МОУ СШ №
89 Лытаева
Л.В.

Подписано цифровой
подписью: Директор
МОУ СШ № 89 Лытаева
Л.В.
DN: cn=Директор МОУ
СШ № 89 Лытаева Л.В.,
email=school89@volga
dmin.ru, c=RU

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа курса внеурочной деятельности детей 7-11 лет
Срок реализации – 4 года

Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования, на основе авторской
программы «Функциональная грамотность» М.В. Буряк, С.А. Шейкиной, 2022 года,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего
образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всѐм
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Основная цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного
функционирования человека в современном обществе.
Программа определяет ряд задач:
 формировать умение читать тексты с использованием трѐх этапов работы с
текстом;
 совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
 учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
 учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
 проблем;
 развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
 прочитанного;
 обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором»,
 «комментированное чтение» и др.;
 воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
 природе, науке и искусству;
 учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
 поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного

поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа внеурочной деятельности разработана с учѐтом рекомендаций
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка. Это проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своѐ отражение и конкретизацию в программе
воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлечѐнность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных
сказок.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.
В 3 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по
формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии –
по формированию математической и финансовой грамотности.
В четвѐртом классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по
формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии –
по формированию математической и финансовой грамотности.
Режим реализации программы: программа предполагает проведение еженедельных
внеурочных занятий (1 час в неделю в понедельник, 1 класс всего 33 часа, 2 класс всего 34
часа, 3 класс всего 34 часа, 4 класс всего 34 часа). На уровень начального общего
образования приходится 135 часов.
Планируемые результаты освоения программы
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками
личностных результатов:



осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
метапредметных результатов:
познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу;
 планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
 оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
коммуникативные:
 адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
предметные результаты учащихся 1 классов изучения блока «Читательская
грамотность»:



способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни.
предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование экономических терминов;
 представление о роли денег в семье и обществе;
 умение характеризовать виды и функции денег;
 знание источников доходов и направлений расходов семьи;
 умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
 определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
 проведение элементарных финансовых расчѐтов.
предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
предметные результаты учащихся 2 классов изучения блока «Читательская
грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
 способность различать тексты различных жанров и типов;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.

предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование экономических терминов;
 представление о банковских картах;
 умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
 представление о различных банковских услугах;
 проведение элементарных финансовых расчѐтов.
предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
предметные результаты учащихся 3 классов изучения блока «Читательская
грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
 способность различать тексты различных жанров и типов;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.

предметные результаты учащихся 4 классов изучения блока «Читательская
грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Формы организации и виды внеурочной деятельности
Ведущей формой организации занятий является коллективная. Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Теоретическую
часть педагог планирует с учѐтом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей учащихся.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих школьникам
вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам:
- коллективно-творческие дела;
- тестирование;
- дискуссии;
- круглый стол;
- простейшие опыты;
- проекты;
- игры;

- беседы;
- выставки;
- викторины;
- мини –исследование.
Виды внеурочной деятельности: игровая, проектная, познавательная, социальное
творчество, художественное творчество, учебно-исследовательская, проблемноценностное общение.
Формой подведения промежуточной аттестации реализации программы внеурочной
деятельности является зачет. Зачет может быть проведен в виде тестовой работы, проекта.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.
Содержание программы
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и еѐ
свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2 класс
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные

высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения
и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части,
составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста,
лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,

столбчатых и круговых
калькулятором.

диаграмм,

работа

с

графиками,

умение

пользоваться

Тематическое планирование 1 класс
№
п/
п

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема

Коли
честв
о
часов

В. Бианки
«Лис и
мышонок»
Русская
народная
сказка
«Мороз и
заяц»
В. Сутеев
«Живые
грибы»
Г. Цыферов
«Петушок и
солнышко»
М.
Пляцковский
«Урок
дружбы»
Грузинская
сказка «Лев и
заяц»

1

Русская
народная
сказка «Как
лиса училась
летать»
Е. Пермяк
«Четыре
брата»

1

9

Про курочку
Рябу, золотые
и простые
яйца

10

Про козу,
козлят и
капусту

11

Про петушка

1

1

1

1

1

Формы проведения

ЭОР

Блок «Читательская грамотность»
Участие
в
беседе
по https://media.
содержанию сказки, просмотр prosv.ru
м/ф, составление пословиц
Участие
в
беседе
по https://media.
содержанию сказки, просмотр prosv.ru
м/ф, работа с синонимами,
фразеологизмами
Участие
в
беседе
по
содержанию сказки, просмотр
м/ф
Участие в беседе по
содержанию сказки, просмотр
м/ф, составление пословиц
Участие в беседе по
содержанию сказки, просмотр
м/ф, составление пословиц,
продолжение сказки
Участие в беседе по
содержанию сказки, просмотр
м/ф, работа с синонимами,
антонимами
Участие в беседе по
содержанию сказки, просмотр
м/ф, составление отзыва

https://media.
prosv.ru
https://media.
prosv.ru
https://media.
prosv.ru

https://media.
prosv.ru

https://media.
prosv.ru

Участие в беседе по
https://media.
содержанию сказки, просмотр
prosv.ru
м/ф, работа с ребусами,
пословицами
Блок «Математическая грамотность»
Участие в викторине, «Счѐт https://shop.p
1
предметов,
составление
и rosv.ru/funkc
решение выражений, задачи. ionalnayaМногоугольники»
gramotnost
Участие
в
игре
«Счѐт https://shop.p
1
предметов,
составление
и rosv.ru/funkc
решение выражений, задачи. ionalnayaМногоугольники»
gramotnost
Участие в игре «Состав https://shop.p
1
1

Дата
проведения
план факт

и жерновцы

Как петушок
и курочки
делили
бобовые
зѐрнышки
Про наливные
яблочки

1

14

Про Машу и
трѐх медведей

1

15

Про старика,
старуху,
волка и
лисичку

1

16

Про медведя,
лису и
мишкин мѐд

1

17

За покупками

1

18

Находчивый
Колобок

1

19

День
рождения
МухиЦокотухи
Буратино и
карманные
деньги

1

Кот Василий
продаѐт
молоко
Лесной банк

1

Как мужик и
медведь
прибыль
делили

1

12

13

20

21

22

23

1

1

1

числа 9, анализ данных и rosv.ru/funkc
ответы на вопросы»
ionalnayagramotnost
Участие
в
викторине https://shop.p
«Разложение числа 10 на два и rosv.ru/funkc
три слагаемых»
ionalnayagramotnost
Участие в игре «Увеличение https://shop.p
числа на несколько единиц, rosv.ru/funkc
сложение и вычитание в ionalnayaпеределах 20»
gramotnost
Участие в викторине «Состав https://shop.p
чисел 9, 10, 11. Задачи на rosv.ru/funkc
нахождение суммы»
ionalnayagramotnost
Работа
с
таблицами, https://shop.p
диаграммами, участие в игре rosv.ru/funkc
«Задачи на нахождение части.
ionalnayaСостав числа 12»
gramotnost
Работа с чертежами, участие в https://shop.p
викторине
«Задачи
на rosv.ru/funkc
нахождение суммы. Состав ionalnayaчисел второго десятка»
gramotnost
Блок «Финансовая грамотность»
Участие беседе, игре «Цена,
http://www.in
товар, спрос»
comepoint.ru
Участие в беседе,
http://www.in
представление проекта
comepoint.ru
«Деньги, цена, услуги, товар»
Участие в беседе, просмотр
http://www.in
м/ф, коллективно-творческое
comepoint.ru
дело «Цена, стоимость, сдача,
сбережения»
Участие
в
беседе, http://www.in
представление
проекта comepoint.ru
«Карманные
деньги,
необходимая покупка, желаемая
покупка»
Участие в беседе, коллективно- http://www.in
творческое дело «Реклама»
comepoint.ru
Участие
в
беседе, http://www.in
дидактической игре «Банк» с comepoint.ru
понятиями
финансы,
банковские услуги, работники
банка
Участие
в
беседе, http://www.in
дидактической игре «Сделка» с comepoint.ru
понятиями мошенник, доход,
выручка, прибыль, продажа

24

Как мужик
золото менял

25

Как
Иванушка
хотел попить
водицы
Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный
шарик
Про репку и
другие
корнеплоды

26

27

28

Плывѐт,
плывѐт
кораблик

29

Про
Снегурочку и
превращения
воды
Как делили
апельсин

30

31

Крошка Енот
и Тот, кто
сидит в пруду

32

Иванова соль

33

В. Сутеев
«Яблоко»

оптом
Участие в беседе, просмотр http://www.in
1
м/ф,
дидактической
игре comepoint.ru
«Услуга»
с
понятиями
равноценный обмен, бартер
Блок «Естественно-научная грамотность»
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
простейших опытах, diyeигре «Вода, свойства воды»
otlichnikov.r
u/
Участие в эвристической
https://sozvez
1
беседе, простейших опытах,
diyeконкурсе «Воздушный шарик,
otlichnikov.r
воздух»
u/
Просмотр м/ф, участие в https://sozvez
1
эвристической
беседе, diyeпростейших
опытах,
игре otlichnikov.r
«Корнеплоды»
u/
Просмотр м/ф, участие в https://sozvez
1
эвристической
беседе, diyeпредставление
проекта otlichnikov.r
«Плавучесть»
u/
Просмотр м/ф, участие в https://sozvez
1
эвристической беседе, игре diye«Три состояния воды»
otlichnikov.r
u/
Просмотр м/ф, участие в https://sozvez
1
эвристической
беседе, diyeпростейших опытах, викторине otlichnikov.r
«Апельсин,
плавучесть, u/
эфирные масла из апельсина»
Просмотр м/ф, участие в https://sozvez
1
эвристической
беседе, diyeпростейших
опытах,
игре otlichnikov.r
«Зеркало,
отражение, u/
калейдоскоп»
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
простейших опытах, diyeвикторине «Соль, свойства otlichnikov.r
соли»
u/
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
простейших опытах diyeколлективно-творческое дело otlichnikov.r
«Яблоко»
u/
Тематическое планирование 2 класс

№
п/
п

Тема

Коли
честв
о
часов

Формы проведения

ЭОР

Дата
проведения
план факт

М. Пришвин
«Беличья
память»
Про беличьи
запасы

1

3

Беличьи
деньги

1

4

Про белочку
и погоду

1

5

И. СоколовМикитов «В
берлоге»
Медвежье
потомство

1

Повреждѐнны
еи
фальшивые
деньги
Лесные
сладкоежки

1

9

Л. Толстой
«Зайцы»

1

10

Про зайчат и
зайчиху

1

11

Банковская
карта

1

12

Про
Зайчишку и
овощи

1

13

Н. Сладков
«Весѐлая
игра»
Лисьи забавы

1

1

2

6

7

8

14

1

1

1

1

Участие
в
беседе
по
содержанию сказки, просмотр
м/ф, составление пословиц
Участие
в
викторине
«Сложение
одинаковых
слагаемых, решение задач»

https://media.
prosv.ru

Участие в беседе, коллективнотворческое дело «Банковская
карта»
Просмотр м/ф, участие в
эвристической беседе, миниисследовании,
викторине
«Корнеплоды»
Участие
в
беседе
по
содержанию рассказа, просмотр
м/ф, работа с цитатами
Работа
со
столбчатой
диаграммой, чертежом, участие
в игре «Решение логических
задач с помощью таблицы»,

http://www.in
comepoint.ru

https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost
Участие
в
беседе, http://www.in
представление
проекта comepoint.ru
«Бумажные и металлические
деньги, рубль, копейка»
Участие в беседе, работа с https://sozvez
таблицей,
экскурсия diye«Наблюдения за погодой»
otlichnikov.r
u/
Участие
в
беседе
по https://media.
содержанию рассказа, просмотр prosv.ru
м/ф, работа с ребусом
Работа
с
таблицами, https://shop.p
диаграммами, участие в игре rosv.ru/funkc
«Столбчатая
диаграмма, ionalnayagramotnost
таблицы, логические задачи»
Участие в беседе, участие в http://www.in
дискуссии «Наличные деньги, comepoint.ru
средства защиты бумажных
денег, повреждѐнные деньги»
Участие
в
эвристической https://sozvez
беседе,
простейших опытах, diyeвикторине
«Медонос, otlichnikov.r
настоящий и искусственный u/
мѐд»
Участие
в
беседе
по https://media.
содержанию сказки, просмотр prosv.ru
м/ф, выставка рисунков
Работа с логическими задачами, https://shop.p
диаграммами,
участие
в rosv.ru/funkc
викторине «Единицы измерения ionalnayaвремени:
сутки,
часы. gramotnost
Сложение в пределах 100»

https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
https://media.
prosv.ru
https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost

Безопасность
денег на
банковской
карте
Лисьи норы

1

17

Обыкновенны
е
кроты

1

18

Про крота

1

19

Про кредиты

1

20

Корень –
часть
растения

1

21

Э. Шим
«Тяжкий
труд»

1

22

Про ежа

1

23

Про вклады

1

24

Занимательны
е особенности
яблока

1

25

Полевой
хомяк

1

26

Про полевого
хомяка

1

15

16

1

представление
проекта
«Календарь»
Участие в беседе, круглом http://www.in
столе «Безопасность денег на
comepoint.ru
банковской карте»
Участие
в
эвристической
беседе,
простейших опытах,
викторине «Устройство лисьей
норы, свойства лесной земли,
песка и глины, состав почвы»
Участие
в
беседе
по
содержанию
научнопознавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Работа
со
столбчатой
диаграммой, чертежом, участие
в игре «Решение логических
задач с помощью таблицы»
Участие
в
беседе,
игре
«Кредит»
с
понятиями
ипотечный кредит, автокредит,
кредит наличными
Участие
в
эвристической
беседе,
мини-исследовании,
викторине «Корень,
виды
корневых
систем,
видоизменѐнные корни»
Участие
в
беседе
по
содержанию художественного
текста, просмотр в/ф, работа с
ребусом
Работа
со
столбчатой
и
круговой диаграммой, участие в
игре
«Названия
месяцев»,
кодирование
Участие в беседе, круглом
столе
«Вклад,
вкладчик,
срочный вклад, вклад до
востребования»
Участие
в
эвристической
беседе,
мини-исследовании,
представление
проекта
«Яблоко, свойства яблока»
Участие
в
беседе
по
содержанию
научнопознавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Работа
со
столбчатой
и
круговой диаграммой, участие в
викторине «Четырехугольники»

https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
https://fg.resh
.edu.ru

https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost
http://finance.
instrao.ru/fin/
files/Банк_за
даний.pdf
https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
https://media.
prosv.ru

https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost
http://finance.
instrao.ru/fin/
files/Банк_за
даний.pdf
https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
https://fg.resh
.edu.ru

https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost

27

Ловушки для
денег

1

Участие
в
беседе,
дидактической игре «Доходы,
расходы, прибыль, дефицит,
профицит»
Участие
в
эвристической
беседе,
мини-исследовании,
представление проекта «Горох,
свойства прорастания гороха»
Участие
в
беседе
по
содержанию текста-описания,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Работа с чертежом, таблицей,
участие в викторине «Диаметр,
длина окружности»

28

Про хомяка и
его запасы

1

29

Про бобров

1

30

Бобрыстроители

1

31

Такие
разные деньги

1

Участие в беседе, дискуссии
«Валюта, курс для обмена
валюты, деньги разных стран»

32

Материал для
плотин

1

33

Позвоночные
животные

1

34

Встреча
друзей

1

Участие
в
эвристической
беседе,
простейших опытах,
викторине
«Строение
древесины дерева, определение
возраста дерева»
Участие
в
эвристической https://fg.resh
беседе, просмотр в/ф, выставка .edu.ru
рисунков
Работа с таблицей, участие в http://www.in
беседе по содержанию текста, comepoint.ru
участие в викторине «Валюта,
кредит, банковский вклад»

http://finance.
instrao.ru/fin/
files/Банк_за
даний.pdf
https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
https://fg.resh
.edu.ru

https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost
http://finance.
instrao.ru/fin/
files/Банк_за
даний.pdf
https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/

Тематическое планирование 3 класс
№
п/
п

Тема

1

Про
дождевого
червяка

2

Дождевые
черви

3

Кальций

Коли
Формы проведения
честв
о
часов
1
Участие
в
беседе
по
содержанию
научнопознавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
1
Участие
в
эвристической
беседе,
мини-исследовании,
представление
таблицыхарактеристики
«Дождевые
черви»
1
Участие
в
беседе
по
содержанию
научнопознавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка

ЭОР

https://fg.resh
.edu.ru

https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
https://fg.resh
.edu.ru

Дата
проведения
план факт

рисунков
4

Полезный
кальций

1

5

Сколько весит
облако?

1

6

Про облака

1

7

Хлеб – всему
голова

1

8

Про хлеб и
дрожжи

1

9

Про мел

1

10

Интересное
вещество –
мел

1

11

Про мыло

1

12

Чем
интересно
мыло и как
оно
«работает»
История
свечи

1

14

Про свечи

1

15

Магнит

1

13

1

Участие
в
эвристической
беседе,
простейших опытах,
представление
проекта
«Полезный кальций»
Участие
в
беседе
по
содержанию
научнопознавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Участие
в
эвристической
беседе,
мини-исследовании,
участие в викторине «Про
облака»
Участие
в
беседе
по
содержанию текста, просмотр
в/ф, работа с пословицами,
участие
в
викторине
«Хлебобулочные изделия»
Участие
в
эвристической
беседе,
простейших опытах,
викторине «Про хлеб»

https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
https://fg.resh
.edu.ru

Участие
в
беседе
по
содержанию
научнопознавательного
текста,
просмотр в/ф, составление
кластера
Участие
в
эвристической
беседе,
мини-исследовании,
участие в викторине «Про
свечи»
Участие
в
беседе
по
содержанию
научнопознавательного
текста,
просмотр в/ф

https://fg.resh
.edu.ru

https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
https://fg.resh
.edu.ru

https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
Участие
в
беседе
по https://fg.resh
содержанию текста, просмотр .edu.ru
в/ф, работа со словарем,
составление кластера
Участие
в
эвристической https://sozvez
беседе,
простейших опытах, diyeвикторине
«Интересное otlichnikov.r
вещество – мел»
u/
Участие
в
беседе
по https://fg.resh
содержанию
научно- .edu.ru
познавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Участие
в
эвристической https://sozvez
беседе,
простейших опытах, diyeмини-исследовании, участие в otlichnikov.r
викторине «Про мыло»
u/

https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/
https://fg.resh
.edu.ru

16

Волшебный
магнит

1

17

Проверь себя

1

18

Что такое
«бюджет»?

1

19

Расходы и
доходы
бюджета

1

20

Семейный
бюджет

1

21

Планируем
семейный
бюджет

1

22

Откуда в
семье берутся
деньги?
Зарплата
Подсчитывае
м семейный
доход
Откуда в
семье берутся
деньги?
Пенсия и
социальные
пособия
Пенсии и
пособия

1

Откуда в
семье берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш
Подсчитывае
м случайные
(нерегулярны
е) доходы
На что
тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов

1

23

24

25

26

27

28

1

1

1

1

1

Участие
в
эвристической
беседе,
простейших опытах,
мини-исследовании, участие в
викторине
«Волшебный
магнит»
Проверочная работа

https://sozvez
diyeotlichnikov.r
u/

Участие в беседе, дискуссии
«Федеральный бюджет, уровни
бюджета, дефицит, профицит»
Работа
с
таблицей,
инфографикой,
участие
в
математической
игре
«Сравнение
доходов
и
расходов.
Дефицит
и
профицит»
Участие в беседе, коллективнотворческое дело «Семейный
бюджет»
Работа с таблицей, чертежом,
участие в математической игре
«Семейный бюджет»

http://www.in
comepoint.ru
https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost

http://www.in
comepoint.ru

https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost
Участие в беседе, круглом http://www.in
столе «Понятие заработной comepoint.ru
платы, виды зарплаты»
Работа с графиком, таблицей, http://www.in
круговой диаграммой, участие в comepoint.ru
тестировании
Участие в беседе, дискуссии http://www.in
«Пенсия, досрочная пенсия, comepoint.ru
пособия для разных категорий
граждан»
Работа
с
гистограммой,
таблицей, участие в викторине
«Прожиточный
минимум,
минимальная пенсия, пособия»
Участие в беседе, круглом
столе
«Наследство,
вклад,
выигрыш»

https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost
http://www.in
comepoint.ru

Практическая работа, участие в https://shop.p
викторине « Налог на выигрыш, rosv.ru/funkc
доход от выигрыша в лотерею» ionalnayagramotnost
Участие в беседе, круглом http://www.in
столе
«На
что
тратятся comepoint.ru
семейные деньги?»

29

Подсчитывае
м расходы

1

30

На что
тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи
Расходы на
обязательные
платежи

1

Как
сэкономить
семейные
деньги?
Подсчитывае
м
сэкономленн
ые деньги
Проверь себя

1

31

32

33

34

1

1

1

Работа
с
таблицей,
инфографикой,
участие
в
математической
игре
«Обязательные
и
непредвиденные расходы»
Участие в беседе, коллективнотворческое дело «Обязательные
платежи»

https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost
http://www.in
comepoint.ru

Работа с диаграммой, участие в https://shop.p
математической
игре rosv.ru/funkc
«Обязательные платежи»
ionalnayagramotnost
Участие в беседе, дискуссии http://www.in
«Как сэкономить семейные comepoint.ru
деньги?»
Работа с понятием «скидка»,
участие в математической игре
«Экономия
семейного
бюджета»
Проверочная работа

https://shop.p
rosv.ru/funkc
ionalnayagramotnost

Тематическое планирование 4 класс
№
п/
п

Тема

Коли
честв
о
часов

1

Старинная
женская
одежда

1

2

Старинные
женские
головные
уборы

1

3

Старинная
мужская
одежда и
головные
уборы

1

4

Жилище
крестьянской
семьи на Руси

1

Формы проведения

ЭОР

Блок «Читательская грамотность»
Участие
в
беседе
по https://fg.resh
содержанию
научно- .edu.ru
познавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Участие
в
беседе
по https://fg.resh
содержанию
научно- .edu.ru
познавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Участие
в
беседе
по https://fg.resh
содержанию
научно- .edu.ru
познавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Участие
в
беседе
по https://fg.resh
содержанию
научно- .edu.ru
познавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка

Дата
проведения
план факт

рисунков
56

7

Внутреннее
убранство и
предметы
обихода
русской избы
История
посуды на
Руси

8

Какие деньги
были раньше
в России

9

Томат

10

Болгарский
перец

11

Картофель

12

Баклажан.
Семейство
Паслѐновые

13

Лук

14

Капуста

15

Горох

16

Грибы

17

Творческая
работа

Участие
в
беседе
по https://fg.resh
содержанию
научно- .edu.ru
познавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Участие
в
беседе
по https://fg.resh
1
содержанию
научно- .edu.ru
познавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Участие
в
беседе
по https://fg.resh
1
содержанию
научно- .edu.ru
познавательного
текста,
просмотр
в/ф,
выставка
рисунков
Блок «Естественно-научная грамотность»
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
мини-исследовании, diyeучастие в викторине «Про otlichnikov.r
томат»
u/
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
мини-исследовании, diyeучастие в викторине «Про otlichnikov.r
болгарский перец»
u/
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
мини-исследовании, diyeучастие в викторине «Про otlichnikov.r
картофель»
u/
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
мини-исследовании, diyeучастие в викторине «Про otlichnikov.r
баклажан»
u/
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
мини-исследовании, diyeучастие в викторине «Про лук» otlichnikov.r
u/
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
мини-исследовании, diyeучастие в викторине «Про otlichnikov.r
капусту»
u/
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
мини-исследовании, diyeучастие в викторине «Про otlichnikov.r
горох»
u/
Участие
в
эвристической https://sozvez
1
беседе,
мини-исследовании, diyeучастие в викторине «Про otlichnikov.r
грибы»
u/
Творческое задание
1
Защита проекта
2

Блок «Финансовая грамотность»

18
19

Потребительс
кая корзина

2

20

Прожиточный
минимум

1

21

Инфляция

1

22
23

Распродажи,
скидки,
бонусы

2

24

Благотворите
льность

1

25

Страхование

1

26

В бассейне

1

27
28

Делаем
ремонт

2

29

Праздничный
торт

1

30

Обустраиваем
участок

1

31
32

Поход в кино

2

33

Отправляемся
в путешествие

1

34

Составляем
словарик по
финансовой
грамотности

1

Участие в беседе, круглом http://finance.
столе «Состав потребительской instrao.ru/fin/
корзины»
files/Банк_за
даний.pdf
Участие в беседе, дискуссии http://finance.
«Назначение
прожиточного instrao.ru/fin/
минимума»
files/Банк_за
даний.pdf
Участие в беседе, круглом http://finance.
столе «Инфляция»
instrao.ru/fin/
files/Банк_за
даний.pdf
Участие
в
беседе, http://finance.
дидактической игре «Акции, instrao.ru/fin/
распродажа, скидки, бонусы, files/Банк_за
кешбэк»
даний.pdf
Участие в беседе, коллективно- http://finance.
творческом
деле instrao.ru/fin/
«Благотворительность»
files/Банк_за
даний.pdf
Участие
в
беседе, http://finance.
дидактической игре «Виды instrao.ru/fin/
files/Банк_за
страхования»
даний.pdf
Блок «Математическая грамотность»
Составление
расписание https://shop.p
занятий,
участие
в rosv.ru/funkc
математической
игре ionalnaya«Выгодная покупка»
gramotnost
Работа с чертежом, участие в https://shop.p
математической игре «Смета rosv.ru/funkc
ремонта, расчѐт стоимости ionalnayaстроительных материалов»
gramotnost
Работа с таблицей, участие в https://shop.p
математической игре «Рецепт rosv.ru/funkc
торта,
задачи
«цена, ionalnayaколичество, стоимость»
gramotnost
Работа с чертежом, участие в https://shop.p
математической игре «Расходы rosv.ru/funkc
на
обустройство
участка, ionalnayaплощадь и периметр»
gramotnost
Работа с календарем, участие в https://shop.p
математической игре «Расходы rosv.ru/funkc
на поход в кино»
ionalnayagramotnost
Работа с календарем, участие в https://shop.p
математической игре «Расходы rosv.ru/funkc
на путешествие»
ionalnayagramotnost
Творческое задание
Защита проекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».